Российская система государственных электронных закупок (тендеров) самая продуманная и простая, как автомат Калашникова, а потому может использоваться для распространения по всему миру – уверяют представители Ассоциации Участников Закупок (АУЗ).
«Российскому госаппарату удалось сформировать самую эффективную и прозрачную систему государственных закупок в мире, – с таким заявлением выступил Владимир Ястребов: руководитель аналитического центра АУЗ. Даже несмотря на имеющиеся недоработки и проблемы, отечественные электронные закупки являются самыми прозрачными и удобными для работы (как заказчикам, так и участникам), по сравнению с другими мировыми аналогами, разобраться в них сумеет даже школьник» – уверяет специалист.
И действительно: все заявки заказчиков на товары или услуги (тендеры) находятся в свободном доступе в сети Интернет, каждый желающий может их посмотреть и отфильтровать по заданным параметрам. В случае интереса к конкретному лоту, можно беспрепятственно принять участие в торгах. При этом сами электронные торговые системы просты для изучения и обладают интуитивно понятным меню. Как уверяют опытные бизнесмены: при наличии навыков, участвовать в российских торгах ненамного сложнее, чем записаться в электронную очередь к врачу.
Кроме того, в АУЗ уверены, что благодаря доступности для просмотра всех выставленных лотов, российское общество в лице рядовых граждан, способно самостоятельно контролировать расхищения государственного бюджета. Для этого достаточно на постоянной основе осуществлять общественный контроль за предложениями заказчиков и передавать в случае сомнения данные в ФАС или следственные органы.
При этом специалист признает, что система государственных закупок в США имеет более глубокие корни, чем в нашей стране. Если на западе первый закон о госзакупках был принят в 1792 году, то у нас эта сфера получила полномасштабное становление фактически после революции, на 125 лет позже. Однако даже опыт не спас западное государство от новых ошибок в электронной системе торгов. Оказалось, что американская система электронных закупок, как и российская, идентично подвержена коррупции. А значит - ничуть не эффективней! Проблема с казнокрадством у «западных партнеров» не исчезла даже после многократных ревизий и переделок американского законодательства об электронных закупках. Более того, система тендеров в США более сложная по структуре, правилам участия и условиям проведения торгов, чем в России, а потому менее эффективна - считают представители Ассоциации Участников Закупок.
Как работают госзаупки в США?
Госзаказы в США управляются через ФКС (Федеральную контрактную систему), включая электронные закупки. Ежегодный объем средств госбюджета, проходящих по тендерам, достигает 50 млрд долларов и выше (по информации Центра Заключения Контрактов, который взял за средний показатель 60 рублей за 1 доллар, в России эта цифра значительно выше и составляет 107 миллиардов долларов для госторгов и 428 миллиардов долларов для коммерческих закупок). При этом участвовать в ФКС США могут с недавнего времени не только крупнейшие заказчики, но и малый бизнес. Всего насчитывается около 160 тысяч организаций, имеющих особый сертификат (SAM), дающий им право участия в госзакупках.
В сфере государственных заказов (электронных закупках) занято почти 17 млн. американцев, или 13 % трудоспособных граждан страны. При этом правительство не действует как единый независимый деловой центр в госзакупках. Оно функционирует через так называемые агентства, которых насчитывается сегодня 130 единиц. Каждое из агентств ведет свою отрасль бизнеса, имея специальных офицеров по госзакупкам, ежегодный планируемый госбюджет и программу торгов. Целью такого разделения стало желание охватить малый бизнес, который ранее был исключен из многомиллиардных контрактов по электронным закупкам.
Для сравнения, в нашей стране созданы всего 5 государственных торговых площадок, деятельность которых находится под пристальным вниманием по большому счету всего одной организации: Федеральной Антимонопольной Службы. Отсутствие лишних контролирующих органов и «звеньев» существенно упрощает доступ отечественным предпринимателям ко всей системе электронных закупок: как со стороны заказчиков, так и участников (многие из которых имеют одновременно оба статуса).
Приоритетные сферы госзакупок США
Традиционно в Америке приоритетами являются оборонный сектор, здравоохранение, топливный комплекс, энергетика, образование, информационные услуги, строительство и только потом остальные сферы. С подключением к сети малого бизнеса ареал закупок расширился до практически всех сфер экономики. Например, в прошлом году доля госзакупок составила 80% всего объема закупок военной техники, 1/4 объема строительства и эксплуатационных услуг в аэротехнике, 20% по здравоохранению в части закупки медоборудования и т.п.
При этом от имени государства на федеральном уровне могут выступать не все ведомства, а только следующие: Министерство обороны США, НАСА, Ведомство по НИОКР или ядерной программе, Госдепартамент США.
Государственный контракт, полученный в результате электронных закупок, ценится очень высоко. Он обеспечивается Федеральной резервной системой страны в качестве залогового документа в банковской структуре.
Коррупция в электронных закупках США
В качестве свежего примера американской коррупции Владимир Ястребов обращает внимание на новый скандал в госзакупках Багамских островов, где США имеют официальные государственные представительства, активно участвующие в системе электронных закупок, а также обладают тесными финансовыми интересами, которые «размывают» фактические границы двух обособленных государств.
Во время этого скандала Госдепартамент США выразил беспокойство, что система госзакупок подвержена частым коррупциям, особенно в части публичных контрактов за прошлый год. Под прицел критики администрации попала багамская система госзакупок и тендеров.
Согласно годовому отчету Госдепартамента США по инвестициям, на Багамах прослеживается повторяющаяся тенденция последних трех лет «непрозрачности и политического вмешательства» в контракты госзакупок. В отчете приводится пример Багамской Электрической корпорации (BEC) и бывшего члена совета директоров Фреда Рамзи, уличенного во взятке. Это является первым случаем в высшем руководстве крупнейшей корпорации за 27 лет действующего на Багамах закона о предотвращении взяток (Prevention of Bribery Act).
Указывая, что американское правительство не выполняет свои же заверения в открытости госзакупок, а именно: прозрачности лотов, Госдепартамент США раскритиковал завуалированную природу публичных тендеров и отсутствие какого-либо обратного и прозрачного процесса вознаграждения за контракты.
Законы против коррупции, в частности, против чиновников в США действуют, но эти законы не всегда применяются. Отчеты о коррупции, включая громкие факты «кумовства» с участием высших чиновников, или прямой отдачи контрактов заинтересованным лицам, минуя торги, насчитывают десятки случаев.
В дополнение, на Багамах процветает отдача госзаказов «своим» людям без проведения открытых тендеров, говорится в отчете. Проигравшими в этом оказываются, разумеется, налогоплательщики острова, поскольку им становятся недоступными выгодные контракты по госзакупкам, независимо от выставленных ставок за лоты.
На этом фоне комично выглядят заверения высших должностных лиц Багамских островов, направленные правительству США. В них говорится, что будут приложены все усилия по легализации инструментов контроля в госзакупках и при проведении электронных закупок на острове. Не мене комично, по мнению В.Ястребова, выглядят в данной ситуации и сами Соединенные Штаты, которые не могут обеспечить должный контроль за расходованием средств в системе закупок с участием других стран. Не говоря о том, что обеспечение контроля за откровенными кражами бюджетных средств внутри самих Штатов - требует еще больших усилий, которых у заокеанских «партнеров» явно недостает.