Аналитики компании «Метриум Групп» подвели итоги февраля на рынке новостроек массового сегмента Москвы. Объем предложения увеличился на 13%. Средневзвешенная цена кв. м. опустилась на 0,6%.
Также в ряде проектов был выведен в продажу новый объем квартир. По итогам месяца предложение увеличилось на 13% и составило почти 20 750 лотов общей площадью 1,161 млн кв. м в 54 проектах.
В структуре предложения по административным округам наблюдались заметные изменения. Наибольшее сокращение выборки было отмечено в ЮВАО (-4,5 п.п.), однако на округ по-прежнему приходится почти треть реализуемых квартир. Благодаря выходу новых корпусов в ЖК SREDA и ЖК «Некрасовка», количество экспонируемых лотов в ЮВАО почти не изменилось, а снижение доли было вызвано пополнением предложения в других округах. Так, за счет старта продаж дополнительного объема квартир в проектах «Северный», «Римского-Корсакова 11» и Green Park на 4,1 п.п выросла доля СВАО (до 17,5%). Южный округ за месяц прибавил 2 п.п. (до 17,3%). Причиной роста стал вывод новых квартир и корпусов в ЖК «Парк Легенд», «Ясный», «Маршала Захарова 7» и «Варшавское шоссе 141».
Как отмечают аналитики «Метриум Групп», доля предложения на начальной стадии строительной готовности увеличилась на 1,5 п.п и составила 28,7%. Изменение было вызвано тем, что сразу в нескольких жилых комплексах вышел новый объем предложения в корпусах на раннем этапе строительства. Процент экспонируемых квартир в домах на стадии СМР сократился до 38,9% (-1,2 п.п.). Доля лотов в новостройках, где ведутся отделочные работы, и в домах, введенных в эксплуатацию, также претерпела незначительные изменения и составила 18,8% (+1,1 п.п.) и 13,6% (-1,3 п.п.) соответственно.
Предложение по-прежнему смещено в сторону одно- и двухкомнатных лотов, представленных на рынке почти в равной доле: 37,9% (-1,3 п.п.) и 40,4% (-0,5 п.п.) соответственно. Трехкомнатные квартиры занимают 14,8% (+0,1 п.п.), на студии (5,7%, +1,5 п.п.) и многокомнатные лоты (1,3%, +0,2 п.п.) приходится наименьшая доля рынка.
Уже на протяжении четырех месяцев на рынке новостроек массового сегмента сохраняется отрицательная ценовая динамика. По подсчетам аналитиков «Метриум групп», в феврале средневзвешенная цена кв. м. опустилась на 0,6% и составила 144 735 руб. В разрезе по округам наибольшее снижение зафиксировано в СВАО (-6,9%) и ЗАО (-6,0%). Основным фактором, повлиявшим на корректировку в сторону понижения, является значительное увеличение объема лотов на низкой стадии строительной готовности. Рост среднего ценового уровня отмечен только в САО (+0,9%), ЮВАО (+2,5%) и ЮЗАО (+1,5%).
Средний бюджет предложения квартир основных типологий показал незначительное снижение:
• однокомнатных – на 0,9% (до 6,04 млн руб.);
• двухкомнатных – на 0,8% (до 8,80 млн руб.);
• трехкомнатных – на 0,3% (до 12,00 млн руб.)
Средневзвешенный бюджет покупки студии вырос на 3,4% (до 4,58 млн. руб.). При этом минимальная стоимость предложения на рынке массового сегмента Москвы также показала положительную динамику (+6,3%, до 2,85 млн руб.).
Основные тенденции
«В феврале на рынке новостроек массового сегмента Москвы была отмечена низкая девелоперская активность, – комментирует Анна Соколова, директор департамента консалтинга и управления проектами «Метриум Групп». – Отсутствие новых проектов в том числе связано с вступившими в силу с 1 января 2017 г. изменениями в законодательстве, в соответствии с которыми увеличился срок между получением разрешения на строительство и официальным открытием продаж (регистрацией первого ДДУ). Тем не менее, предложение пополнялось за счет выхода нового объема квартир в уже реализуемых комплексах и составило по итогам месяца рекордные 20,8 тыс. квартир общей площадью 1,161 млн кв. м.
Большинство застройщиков в феврале сохранили цены на прежнем уровне, по ряду проектов отмечено повышение. Однако на фоне выхода значительного объема предложения в корпусах на начальной стадии строительной готовности средняя цена квадратного метра показала снижение на 0,6% – до 144 735 руб. Также завершилось большинство новогодних акций, из-за чего средний размер скидки снизился в пределах 2-3 п.п. (с 7-8% до 5-6%).
Заметного роста покупательской активности по итогам отчетного периода отмечено не было, в целом она сохранилась на уровне января. Одной из причин незначительного изменения спроса, вероятнее всего, стал период отпусков, связанный с продолжительными февральскими праздниками. Также часть потребителей приняла решение отложить приобретение квартиры в феврале в связи с анонсом ведущих банков (Сбербанк, ВТБ, ВТБ24) о снижении ипотечных ставок в конце февраля / начале марта на 0,5-1,35%».