Контрагенты оказывали авиакомпании услуги по наземному обслуживанию воздушных судов (заправка, уборка, техническое обслуживание). Эти операции не подлежат обложению НДС (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.11 № 17072/10). Несмотря на это контрагенты выставляли компании счета-фактуры с выделением НДС по ставке 18 процентов. Организация приняла этот налог к вычету и подала декларацию к возмещению. Все контрагенты исчислили полученный от компании НДС к уплате.
По итогам камеральной проверки налоговики сняли вычеты. Они заявили, что спорные услуги освобождены от обложения НДС. Компания неправомерно приняла налог к вычету, несмотря на то, что контрагенты выставляли счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Кроме того, проверяющие настаивали, что действия компании и ее контрагентов были согласованы и направлены на неуплату НДС.
Компания не согласилась с выводами контролеров и подготовила возражения на акт проверки (http://coleman-legal.ru/obzhalovanie_aktov_i_resheniy_nalogovih_organov/). Но оспорить решение инспекции удалось только в суде. Первая инстанция встала на сторону компании. Но апелляция и кассация поддержала контролеров (постановление АС Московского округа от 28.03.16 № Ф05-12282/2015). Однако Верховный суд РФ согласился, что организация может принять к вычету НДС даже по льготным операциям (определение от 24.10.16 № 305-КГ16-6640). Компания выиграла аналогичные споры по камералкам в отношении других налоговых периодов (определения ВС РФ от 24.10.16 № 305-КГ16-8642, № 305-КГ16-7096).
Услуги, которые приобретала компания, освобождены от обложения НДС. Соответственно, налог нельзя принять к вычету. Услуги по обслуживанию воздушных судов, оказываемые в аэропортах, не подлежат налогообложению (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ). Право на вычет не зависит от того, выделил контрагент в счет-фактуре НДС или нет.
Однако компания напомнила контролерам, что продавец обязан исчислить НДС, если он выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога. Даже, если продавец реализовал товары (работы, услуги), не подлежащие обложению НДС (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ). Указанной обязанности корреспондирует право покупателя принять выделенный в счет-фактуре налог к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Текст возражений «Обязанность продавца исчислить НДС и возможность покупателя принять его к вычету зависят от одного и того же условия – наличия счета-фактуры с выделенной суммой налога. Это следует из системной взаимосвязи положений пункта 5 статьи 173 и пункта 1 статьи 169 НК РФ. Применение продавцом льгот по НДС не имеет принципиального значения для принятия налога к вычету (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33). Если контрагент выставит счет-фактуру с НДС, то он обязан не только исчислить налог, но и фактически уплатить его в бюджет. Тем самым будет соблюден косвенный характер налога и корреспондирующая обязанность по его уплате.
Следовательно, компания вправе принять указанные суммы к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171, 172 НК РФ. Аналогичной позиции придерживаются контролирующие ведомства (письма Минфина России от 24.11.14 № 03-07-15/59623, ФНС России от 25.03.16 № СД-4-3/5153, от 16.02.15 № ГД-4-3/2366@, от 18.12.14 № ГД-4-3/26274)».
Контролеры заявили, что в счетах-фактурах есть грубые ошибки. В счете-фактуре, выставляемом при реализации, должна быть указана налоговая ставка (подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ). При реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения, продавцы выставляют счета-фактуры, расчетные и первичные документы без выделения НДС. При этом делают соответствующую надпись или ставят штамп «Без налога» (п. 5 ст. 168 НК РФ в редакции, действующей в спорный период, Федеральный закон от 28.12.13 № 420-ФЗ).
В счетах-фактурах, выставленных контрагентами, была указана ставка налога «18%». Но в графе «Налоговая ставка» следовало указать «Без НДС». Следовательно, контрагенты неверно заполнили графу «Налоговая ставка», а суммы, указанные в графе «Стоимость с налогом – всего» не соответствуют действительности.
Однако контролеры не учли, что их доводы противоречат нормам Налогового кодекса. Позиция проверяющих не согласуется с мнением Конституционного Суда РФ и Президиума ВАС РФ.
Текст возражений «Конституционный суд подчеркнул, что продавцы, освобожденные от уплаты НДС, вправе выставлять покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога. Соответственно, они должны исчислить сумму данного налога (п. 5 ст. 173 НК РФ). Выставленный же покупателю счет-фактура, в дальнейшем служит основанием для принятия указанных в нем сумм налога к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ, п. 4.1 постановления КС РФ от 03.06.14 № 17-П). Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.07 № 10627/06.
Таким образом, суммы НДС, предъявленные контрагентами при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения, компания вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных положениями статей 171 и 172 НК РФ. Следовательно, доводы инспекции о нарушении контрагентами требований к оформлению счетов-фактур, необоснованны».
Проверяющие решили, что компания получила необоснованную налоговую выгоду. Они обнаружили, что один из контрагентов общества являлся агентом. Он выставлял компании счета за услуги, которые оказывали принципалы. Эти организации применяли освобождение от уплаты НДС (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ). Они выставляли агенту счета-фактуры без НДС. Агент перевыставлял счета-фактуры компании и выделял в них НДС по ставке 18 процентов. Контролеры заявили, что это свидетельствует о получении необоснованной выгоды.
Однако инспекторы не доказали, что действия компании и ее контрагентов имели согласованный характер и были направлены на неуплату НДС. В рамках встречных проверок принципалы предоставили декларации по НДС и книги продаж. Эти документы подтвердили, что принципалы исчислили полученный от налогоплательщика НДС к уплате, тем самым соблюдая корреспондирующую обязанность и косвенный характер налога.
Текст возражений «Спорные суммы НДС входили в состав стоимости услуг по наземному обслуживанию судов. Компания перечислила эти суммы контрагентам.
Контролеры провели встречные проверки с агентом и принципалами. Из документов следовало, что принципалы выставляли агенту счета-фактуры с выделением НДС по ставке 18 процентов. Принципалы учли полученный от налогоплательщика через агента налог в книгах продаж и декларациях по НДС. Они перечислили его в бюджет. Это полностью опровергает довод инспекции о незаконных и умышленных действиях агента и принципалов, а также вывод о получении компанией необоснованной выгоды».
Автор статьи — Павел Зюков, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services (https://coleman-legal.ru).
Читайте также: Передача недвижимости в качестве отступного по займу не облагается НДС.
Ссылка по теме публикации: coleman-legal.ru/ru/news/vichet_nds/