Кризис законодательства, возможное разделение регулирующих механизмов в зависимости от типа алкогольных напитков, текущая региональная ситуация – все эти вопросы обсуждали на Алкоконгрессе, в рамках деловой программы выставки Продэкспо-2017.
Как известно Продэкспо является единственной площадкой проведения конференции, посвященной обсуждению и решению проблем алкогольной отрасли. 7 февраля состоялись XII Алкоконгресс и III Винный Форум. По сложившейся традиции, заседание началось с аналитической секции. С докладом выступил постоянный участник Алкоконгресса, компания Nielsen Russia. В докладе Владислава Андреева, руководителя группы по работе с компаниями алкогольного сектора, прозвучали ключевые тренды рынка, основанные на традиционном для этой компании панельном анализе потребительского спроса. Картину алкогольного рынка дополнил доклад ФАС России, базирующийся на анализе нескольких источников: Росстат, данные РАР, результаты собственных исследований.
И все же главной темой Алкоконгресса в этом году стало раздельное регулирование. 171-й Федеральный закон, который в 1995 г. изначально создавался для того, чтобы навести порядок в производстве и обороте водки, все время дорабатывался и дополнялся, обрастая пунктами, регулирующими производство и оборот вина, а впоследствии и пива.
О том, как может быть устроен обновленный 171-ФЗ, говорила Елена Овчарова, компания «Пепеляев групп». Основных возможностей — две: т.н. французский путь, когда закон кодифицирует деятельность отдельно пивоваров, отдельно виноделов, а отдельно — производителей крепких напитков, не пытаясь при этом регулировать «производителей алкоголя вообще». И — немецкий путь, при котором он содержит общую часть, касающуюся всех без исключения, и лишь потом детализирует моменты, относящиеся к каждой подотрасли. По мнению Елены Овчаровой, российское законодательство исторически тяготеет к немецкой модели, и логично ожидать, что и в данном случае будет избрано именно это направление.
Крайне информативным и насыщенным получилось выступление члена совета директоров, директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям АО «САН ИнБев» Ораза Дурдыева, рассказавшего о наиболее острых проблемах, с которыми сталкиваются сегодня российские пивовары. Так, с точки зрения физической доступности напитка и возможностей его рекламы Россия, наряду с Норвегией, имеет самое жесткое законодательство в Европе. Акцизная политика такова, что, в пересчете на литр чистого алкоголя, пиво стоит у нас в 1.5 раза дороже по сравнению с водкой, — и тут наша страна также оказалась европейским лидером.
Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович ответил, что «механизмы, разумеется, — всегда механизмы», однако было бы странным, если бы производство и продажа танков и, например, металлорежущих станков регулировались бы одним и тем же образом. Он призвал всех участников рынка преодолеть взаимные разногласия и объединиться для того, чтобы в течение ближайшего года разработать и предложить новую версию закона, которая отвечала бы требованиям отрасли и выражала бы ее консолидированное мнение.
Во второй части Алкоконгресса первую скрипку играли «айтишники». Основная идея докладов Александра Таныгина, «КТ: Алкоголь» и Сергея Бажёнова, компания «Клеверенс» такова: вступление в силу ЕГАИС во всех звеньях алкогольной товаропроводящей цепочки – дело еще до конца не решенное, и многие процессы нуждаются в тщательной отладке.
В региональной секции Алкоконгресса наиболее емким и интересным стало выступление Апенкиной Ольги Владимировны, руководителя Алкогольной Ассоциации Татарстана. На примере своего региона Ольга Владимировна показала проблемы, волнующие производителей и дистрибьюторов алкоголя во всей России. Это и внедрение ЕГАИС в рознице, и проблемы с сетями, возникающие вследствие вступления в силу Закона о торговле.
Ведущий Алкоконгресса, руководитель аналитической группы Алкоэксперт Юрий Юдич, подводя итоги, высказался о том, что несмотря на различные аспекты производства и на существенное отличие конечного продукта, всех игроков алкогольного рынка объединяет социальная ответственность – ведь потребитель покупает в первую очередь спиртной напиток – будь то пиво, вино или водка. Государство и общество всегда строго будет спрашивать с производителей, на чьей этикетке указан процент алкоголя. Следовательно – наша задача – совместно с властью построить цивилизованный, прозрачный и социально ответственный рынок. А первые результаты работы мы сможем обсудить в рамках деловой программы Продэкспо-2018.