Как стало известно “Ъ”, завтра вице-премьер Дмитрий Рогозин прибудет на Воронежский механический завод, где проведет внеплановое совещание с руководством госкорпорации «Роскосмос». Повесткой предусмотрено две темы: развитие и перспективы пилотируемой космонавтики, а также качество и контроль выпускаемой заводом продукции. Последний вопрос возник в контексте отзыва двигателей второй и третьей ступеней ракеты-носителя «Протон-М» из-за нарушения технологий сборки.
О предстоящем визите господина Рогозина на Воронежский механический завод (ВМЗ) “Ъ” рассказали источники в космической промышленности. По их словам, поездка вице-премьера носит незапланированный характер: «Он перекроил свой рабочий график, чтобы лично заслушать представителей “Роскосмоса” о состоянии ВМЗ и шагах, предпринимаемых для исправления сложной ситуации на заводе». Параллельно с этим вице-премьер обсудит планы по развитию и перспективам пилотируемой космонавтики. В секретариате Дмитрия Рогозина факт подготовки поездки в Воронеж “Ъ” подтвердили, однако подробности раскрывать не стали.
По данным “Ъ”, непосредственным поводом для внеплановой поездки правительственного чиновника на ВМЗ стали серьезные претензии к качеству работы двигателестроительного предприятия. Как сообщал “Ъ”, руководство «Роскосмоса» приняло решение отозвать на ВМЗ все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протон-М» (РД-0210/0211 и РД-0213/0214 соответственно). Причиной отзыва, как рассказывали источники “Ъ” в космической промышленности, стал инцидент, происшедший в декабре 2016 года: тогда во время огневых испытаний одного из двигателей второй ступени произошла нештатная ситуация. По результатам расследования причин инцидента выяснилось, что при сборке изделия использовались неподходящие компоненты: в частности, по утверждению собеседников “Ъ”, вместо материалов с содержанием драгметаллов, которые должны применяться на этом типе двигателей, использовались менее жаростойкие, которые используются в других типах двигателей, выпускаемых на ВМЗ.
Впоследствии в «Роскосмосе» факт отзыва двигателей подтвердили, однако трактовка инцидента официальными лицами была иной. В госкорпорации сообщили, что по итогам испытаний к функционированию двигателя замечаний не возникло, однако детальный анализ выявил применение в производстве припоя — материала, применяемого при пайке,— несоответствующего конструкторской документации. По официальной версии, вместо штатного припоя был применен другой, более дорогостоящий, в котором содержался драгметалл. Так как выявлено несоответствие изделия конструкторской документации, то было принято решение о проверке двигателей. Заниматься этим будет не только производитель двигателей — ВМЗ, но и разработчик в лице Конструкторского бюро химавтоматики, а также лидирующее двигателестроительное предприятие отрасли «Энергомаш»