Аналитики компании «Метриум Групп» подвели итоги года на рынке апартаментов Москвы. Объем предложения снизился на 11,6%. Доля апартаментов в общей структуре рынке жилья также сократилась: с 27% до 22%. Средняя цена квадратного метра за год выросла на 9,2%.
По данным «Метриум Групп», по итогам 2016 года на рынок апартаментов вышло 26 новых проектов, что сопоставимо с динамикой последних лет. В 2015 году стартовали продажи в 24 комплексах, в 2014 году – в 26 объектах. Также в закрытые продажи поступил ЖК Moss Apartments (Девелопер – Adwill Management).
Несмотря на высокую девелоперскую активность, объем предложения в течение года снижался, и к концу декабря коррекция составила 11,6%. Как отмечают аналитики «Метриум Групп», причин отрицательной динамики несколько. В течение года были приостановлены продажи 14 проектов, еще в нескольких комплексах был значительно уменьшен объем экспозиции. Кроме того, существенный объем апартаментов был выкуплен АИЖК для создания базы лотов арендного жилья.
Также продолжилась тенденция перевода апартаментов в жилье. Статус квартир получили лоты в комплексе Bunin (Vesper), «Резиденции «Монэ» (AB Development) и частично – в МФК «Савеловский Сити» (MR Group).
Таким образом, в конце 2016 года на рынке экспонировалось 9 025 апартаментов (657 тыс. кв. м) в 98 комплексах. Доля апартаментов в общей структуре рынке жилья составила 22% (в декабре 2015 года – 27%, в 2014 года – 36%).
Преобладающая часть предложения приходилась на бизнес-сегмент – 56,5% (-1,5 п.п. к декабрю 2015 г.). Оставшуюся часть разделили между собой апартаменты массового и элитного сегментов: 22,3% и 21,3% соответственно. Доля первых снизилась за год на 3 п.п., вторых, напротив, выросла (на 4,5 п.п.).
По данным «Метриум Групп», в структуре предложения по округам произошли существенные изменения. Лидирующую позицию по объему апартаментов занял ЦАО – 27,8%, ранее находившийся на втором месте. Годовой прирост составил 5,4 п.п. На вторую строчку опустился САО (25,5%), доля которого сократилась на 12,3 п.п. На третье место поднялся ЗАО (16%,+7,7 п.п.).
По подсчетам аналитиков «Метриум Групп», в конце 2016 года средняя цена кв. м на рынке апартаментов составила 291 025 руб. за кв. м. За год ценовой уровень вырос на 9,2%, тогда как в предыдущем году была отмечена отрицательная динамика (-6,7%).
В течение первых трех кварталов наблюдались незначительные колебания цены (в пределах ±1,5%). Основной рост зафиксирован в 4 квартале – 7,3%. Помимо повышения цен в проектах, причинами существенной положительной динамики в конце года послужил рост доли предложения в самом дорогом округе – ЦАО, а также снятие с продаж внушительного объема лотов с относительно невысокой ценой кв. м.
Наибольший рост средней цены за год отмечен в ЗАО и САО – 12,9% и 10,6% соответственно. Отрицательная динамика зафиксирована в трех округах: ВАО (-25,3%), СВАО (-2,1%) и ЦАО (-1,0%). Снижение на четверть среднего ценового показателя в ВАО обусловлено снятием с продажи одного из двух реализуемых в округе проектов, отличающегося более высоким уровнем цен.
В конце 2016 года самые доступными предложениями апартаментов были:
• студия площадью 16,42 кв. м и стоимостью 2,28 млн руб. в гостинице «Восток»;
• студия площадью 16,03 кв. м и стоимостью 2,3 млн руб. в апарт-комплексе CleverLand;
• студия площадью 24,20 кв. м и стоимостью 2,5 млн руб. в студио-квартале «Царицыно».
Самыми дорогими апартаментами стали:
• пентхаус площадью 500 кв. м, стоимостью 1558,9 млн руб. в доме Nabokov;
• апартамент площадью 1898,4 кв. м, стоимостью 1006,2 млн руб. в комплексе «Башня Федерация»;
• пентхаус площадью 415,80 кв. м, стоимостью 914,8 млн руб. в МФК «Новый Арбат, 32».
Тенденции 2016 года
Снижение доли апартаментов. Несмотря на стабильно высокую динамику выхода новых проектов, объем предложения в сегменте сократился за год на 11,6%. На фоне продолжающегося увеличения количества экспонируемых квартир это привело к снижению доли апартаментов до 22%, что является самым низким показателем за последние четыре года.
Приостановка продаж проектов. По итогам года 14 комплексов были сняты с продажи. В некоторых проектах это временная акция для пересмотра цен или концепции, и можно ожидать возобновления продаж в следующем году. Однако на рынке есть примеры и заморозки объектов. Часть из них из-за банкротства девелопера, часть – из-за разрешительных проблем с документами.
Перевод апартаментов в квартиры. В 2016 году список успешных примеров перевода статуса апартаментов в квартиры пополнился новыми проектами. Тем не менее, практика так и не стала потоковой, массового перевода апартаментов в жилье рынок не увидел. По итогам года статус квартир получили лоты в комплексах: Bunin (Vesper), «Резиденция «Монэ» (AB Development) и частично в МФК «Савеловский Сити» (MR Group).
Появление крупных сделок. В прошедшем году зафиксированы две крупные сделки по выкупу апартаментов: в МФК Match Point и «Лайнер». В первом проекте количество проданных лотов составило около 800 штук (почти половина от общего объема по проекту), во втором – 295. Общая сумма двух сделок – 13 млрд руб.
Преобладание высокобюджетного сегмента. Рынок апартаментов по-прежнему остается высокобюджетным. Лоты бизнес- и элитного классов составляют преобладающую долю предложения – 77,7% (прирост за год – 3 п.п.). Причем, в условиях снижения реальных доходов населения, на рынке квартир отмечается обратная тенденция – увеличение доли массового сегмента (с 51% до 57%).
Рост цен. Средняя цена кв. м апартаментов продемонстрировала в 2016 году рост на уровне 9,2%. Нельзя игнорировать влияния существенных структурных изменений на положительную динамику общего показателя. Однако следует отметить, что и девелоперы активно повышали цены в своих проектах в течение всего года. Рост цен стал возможен благодаря высокой покупательской активности, несмотря на такие сдерживающие факторы, как отсутствие господдержки на рынке апартаментов и снижение бюджетов покупки квартир.
Прогноз на 2017 год
«К началу 2017 года вопрос со статусом апартаментов все еще остается открытым, – комментирует Анна Соколова, директор департамента консалтинга и управления проектами «Метриум Групп». – Положительное решение по возможности регистрации в случае его принятия будет способствовать повышению ликвидности на рынке, в т.ч. увеличению интереса к проектам массового сегмента. Тем не менее, существенного изменения структуры предложения в условиях высокой конкуренции со стороны квартир комфорт-класса не произойдет. В большей степени апартаменты будут ориентированы на состоятельных покупателей. С целью выделить свой продукт среди конкурентов в проектах будут развиваться дополнительные опции, такие как отделка от застройщика и гостиничный сервис, представленный сегодня в единичных проектах».