В IV квартале 2016 года на первичный рынок апартаментов Москвы вышло 6 новых проектов, за год данный сегмент пополнился 20 проектами, в результате на сегодняшний день в столице реализуется 93 проекта на 136 корпусов.
По сравнению с 2015 годом, когда в сегменте апартаментов вышло 25 проектов, в 2016-ом объем предложения, измеряемый количеством лотов в продаже, снизился почти на 16%. По оценкам «БЕСТ-Новострой», данный факт свидетельствует о некотором снижении активности в развитии проектов апарт-комплексов, которое сопровождается достаточно высокой активностью на первичном рынке жилья.
По-прежнему основной объем предложения сосредоточен в САО, где реализуется 30% от общего количества лотов в продаже в рамках 37 корпусов (-7 п. п. к IV кварталу 2015 г.). Вторую строчку рейтинга по объему лотов в продаже занимает ЦАО, где экспонируется 20% от общего количества апартаментов в продаже (+2 п. п. к IV кварталу 2015 г.). Замыкает тройку лидеров ЗАО, который переместился на эту позицию за счет выхода проекта ONLY и нового корпуса в комплексе «Фили Град-2», сегодня здесь реализуется 17% в рамках 14 корпусов (+8 п. п. к IV кварталу 2015 г.).
Кстати, несмотря на то, что пополнение рынка происходило во всех сегментах, наибольшая часть предложения на столичном рынке апартаментов сегодня представлена бизнес-классом (63% в общем объеме предложения), на втором месте – проекты комфорт-класса (27%), элитных новостроек с апартаментами – всего 10%.
При этом в ценовом рейтинге лидируют также САО и ЦАО, но первую строчку, как и прежде, занимает ЦАО, где к концу 2016 года стоимость квадратного метра составила 504 тыс. руб., а вторую – САО с ценой квадрата 242,7 тыс. руб. (+7,7% за год). На третьей позиции снова ЗАО, где квадратный метр за год подорожал почти на 19% до 235 тыс. руб. благодаря росту цен в проекте Match Point и выходу проекта бизнес-класса ONLY с полной отделкой от застройщика.
Самое же существенное увеличение цен эксперты «БЕСТ-Новострой» зафиксировали в ЮВАО, где квадратный метр за год вырос на 27,2% до уровня 191 тыс. руб. по причине изменений в структуре предложения. В конце года здесь были приостановлены продажи в комплексе «Город на Рязанке», в результате апартаменты предлагались только в рамках одного объекта – «Золоторожский», стоимость предложения в котором выше.
В целом, средняя цена квадратного метра апартаментов за год выросла на 6% до 268 тыс. руб., причем подорожание, обусловленное в основном ростом строительной готовности объектов, зафиксировано во всех сегментах, включая элитный, где цена квадрата увеличилась на 7,6% до 731 тыс. руб. (против 679 тыс. руб. в IV квартале 2015 г.).
Наиболее весомо, почти на 10% – до 243,6 тыс. руб., подорожал метр в бизнес-классе, а наименьший рост – на 6,2% относительно конца 2015 года – зафиксирован в сегменте «комфорт», где по итогам года средняя стоимость квадрата составила 146,5 тыс. руб.