Мы вынуждены обратиться в суд, чтобы выяснить судьбу значительной части денег, собранных телезрителями «Первого канала» на лечение Жанны Фриске. Суд принял исковое заявление Русфонда с требованиями в отношении наследственного имущества певицы.
Русфонд, отправивший свыше 25 млн рублей на лечение Жанны Фриске, пытается с помощью суда добиться отчета о расходовании этих средств. Близкие Жанны, которые должны сейчас получить наследство, принимали активное участие в сборе средств на ее лечение: обращались за помощью в Русфонд, выступали в многочисленных телепередачах. Однако после смерти Жанны они отказались представить документы, подтверждающие направление пожертвований на оплату медицинских услуг.
Договор, заключенный Русфондом с Жанной, предусматривал целевое расходование средств и обязывал представить отчет о расходах на лечение, а неизрасходованные суммы вернуть. Согласно документам, представленным Русфонду, на лечение Жанны потрачена лишь небольшая часть общей суммы в 25 млн рублей. Попытки Русфонда определить точные суммы, израсходованные на лечение, успехом не увенчались.
Идти в суд нас обязывают цели и принципы работы, которым Русфонд неукоснительно следует уже 20 лет. 20 лет Русфонд помогает тяжелобольным людям, в первую очередь – детям. За период своей деятельности Русфонд собрал свыше 9,1 млрд рублей. Все собранные деньги расходуются исключительно в целях оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Важнейшим стандартом Русфонда является строгая отчетность о принятых и использованных пожертвованиях. Строгий учет пожертвований позволяет оказывать помощь максимальному числу нуждающихся: деньги, собранные сверх необходимой суммы на лечение одного больного, незамедлительно направляются другому очереднику, о чем Русфонд обязательно информирует благотворителей.
Этим принципам Русфонд строго следовал и при сборе денег на лечение Жанны: 30 млн рублей из 68 млн рублей (46%), собранных в январе 2014 года с помощью «Первого канала», сразу же были направлены на лечение восьмерых детей. Жанна тогда публично благодарила всех за помощь и говорила о своем желании помогать нуждающимся детям.
Мы глубоко скорбим о смерти Жанны. Обращение в суд в сложившейся ситуации – мера исключительно вынужденная, но необходимая для того, чтобы выяснить судьбу пожертвований, оставшихся неизрасходованными, по возможности вернуть их и направить на лечение тяжелобольных детей.
Мы понимаем, что судебный процесс затронет очень деликатные вопросы, обычно не допускающие публичного вмешательства. Вместе с тем мы предполагаем, что обращение в суд и ход процесса привлекут внимание СМИ и вызовут общественное обсуждение. В этой ситуации мы исходим из недопустимости оказания давления на суд в какой бы то ни было форме и со своей стороны всячески постараемся обеспечить возможность беспристрастного судебного разбирательства. Именно поэтому мы считаем необходимым воздержаться от участия в мероприятиях, связанных с обсуждением судебного процесса, а также от комментариев по существу спора. Мы считаем необходимым дождаться вынесения судом окончательного решения по делу.