Глубокоуважаемые господа, друзья и соратники!
Вот и наступил 17-й год, для России – опять вместе с гимном, знакомым до дрожи.
Не имею сил поздравлять. (Лично – пожалуйста, как предводитель дворянства – не могу).
Конечно, знатоки российской истории в этом году могут вспомнить и 400-летие Столбовского вечного мира со Швецией, и 300-летие посещения Петром I Парижа и 200-летие начала Кавказской войны. Но все эти – очень важные – страницы истории оказываются абсолютно нечитаемы от залившей их крови – той, что начала проливаться в 1917 году и лилась еще, как минимум, полвека (не забудем и 80-летие «Большого террора»). Эта рана кровоточит и сегодня.
Размышляя о русской катастрофе 1917 года, я уже не раз прибегал к евангельскому образу, который, может быть, и чересчур «комплиментарен», но дает хотя бы какое-то объяснение тому, что произошло. «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф.26:31). Россия тысячу лет была монархией – не по слову, а по духу, – и, будучи лишенной Помазанника, оказалась рассеянной, расколотой, раздавленной и развращенной. Вспомним: даже апостолы бежали. И Первоверховный апостол трижды отрекся от Христа.
Февраль – несомненная причина и предпосылка октября. Все соблазнились, и все согрешили, исключения единичны. Искать сейчас наиболее виноватых бесперспективно и духовно гибельно. Разве не виноваты генералы, коленопреклоненно молившие Императора об отречении? Разве не виноваты Великие Князья, побоявшиеся недвусмысленно взять власть в свои руки? Разве не виноваты дворяне и офицеры, отсидевшиеся где-то и не пришедшие на помощь кадетам и юнкерам, защищавшим Кремль? И где они были потом? Почему Белое движение оказалось столь малочисленно, а в красной армии воевало столько «бывших»? Разве не виновато духовенство, восторженно приветствовавшее Временное правительство и наступление «эры свободы» и «новой зари человечества»? Или купечество, финансировавшее революционеров? А крестьянство – куда пропали его исконная религиозность и здоровый консерватизм? На все можно изобрести ответы, найти причины и оправдания. Но грех остается грехом.
Грех требует покаяния. Но, скажете Вы, грешники эти давно в ином мире, многие из них своею жизнью, а кто-то и мученической кончиной омыл свое предательство, трусость и обман.
Да, но грех и по сию пору не изжит. Зловонным трупом он лежит на Красной площади, саркомою он расползся по телу страны, он размазан по карте России черными именами цареубийц и их подельников. Но, главное, он живет в умах, сердцах и делах.
Говоря о предательстве февраля, мы должны отчетливо понимать, что власть, пришедшая в октябре, была не просто незаконной, не просто разбойнической, маргинальной и экстремистской, она была антинациональной, богоборческой, человеконенавистнической и изуверской.
Революция 1917 года стала катастрофой для русского народа. Практически весь XX век над ним осуществлялся геноцид. Только безумец может разжигать сегодня гражданскую войну, ибо пережить ее мы уже не сможем. Мы должны учиться понимать и прощать, прощать и любить.
Грешника, но не грех!
Забыть все и «перевернуть страницу» будет равносильно духовному преступлению над нашей страной. Как невозможно примирить истину и ложь, здоровье и болезнь, так невозможно примирить белое и черное, белое и красное, Христа и антихриста.
Желаю Вам бодрствовать и молиться, дабы не впасть в искушение.
Олег Щербачев,
предводитель Российского Дворянского Собрания,
предводитель Московского Дворянского Собрания