Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), председателем правления которого является Константин Костин, занимается региональными исследованиями и выпускает рейтинг эффективности губернаторов, который является публичным. Те, кто в органах власти занимается оценкой работы губернаторов, следят за выпусками рейтинга. О том, каковы перспективы у этого продукта ФоРГО, рассказал РИА Ура.ру глава Фонда.
Критерии, по которым дается оценка деятельности глав субъектов Федерации, не будут меняться в будущем: это, во-первых, политическая эффективность, стабильность, предсказуемость, способность реализовать политические права всех жителей; во-вторых, это ситуация в экономике, государственное регулирование, стимулирующее развитие экономики, привлечение инвестиций и повышение уровня благосостояния региона; наконец, это антикоррупционная составляющая, борьба с конфликтами интересов. В следующем году во многих регионах пройдут выборы губернаторов, и в этом свете разговор о критериях эффективности глав регионов как никогда актуален.
На сегодня, по словам Костина, речь идет о разработке методики, чтобы сделать ее более предметной и информативной, основанной на наборе оптимальных показателей: «Система оценок должна давать возможность анализировать ситуацию в динамике, чтобы можно было отследить, что именно происходит в субъекте с шагом минимум в квартал». При этом, естественно, как у любого аналитического центра, проводящего подобные исследования, у Фонда есть собственные, в том числе закрытые, источники информации.
Отвечая на вопрос об эффективности старого корпуса губернаторов, который сложился при другой экономической конъюнктуре, Костин отметил, что всегда, и в т.н. тучные годы, при высоких ценах на нефть, к управлению в регионах приходили очень разные люди, и результаты их работы тоже были разными: «Есть люди, которые в тучные годы показывали замечательные результаты, и потом, в условиях кризиса, они демонстрируют хороший запас устойчивости, и территории, за которые они отвечают, продолжают развиваться, несмотря на то, что конъюнктура ухудшилась».
Много ли таких эффективных людей в губернаторском корпусе, позволяет увидеть рейтинг эффективности ФоРГО, в частности те руководители, которые попали в группы с индексом *очень высокая* и *высокая* эффективность. Костин утверждает, что «ротация должна быть, но для нее должны быть предпосылки и разумная альтернатива. Не надо менять ради того, чтобы сменить».
При этом политолог интригует, говоря о том, что не все губернаторы пойдут на выборы, что «возможно некоторое количество досрочных выборов», однако отказывается назвать даже число возможных отставников, не желая вносить нервозность.
Могут губернаторы в следующем году получить какие-то дополнительные полномочия? Речь идет главным образом об изменении межбюджетных отношений и перераспределении каких-то потоков в пользу субъектов. По мысли Костина, на эту проблему должен быть дан системный ответ: «Это должна быть не просто технология… Тут должна быть предложена в целом модель регионального развития страны».
Ряд российских регионов живет в системе одной большой агломерации: Новосибирск, Екатеринбург, Москва. Вторая модель – это территория опережающего развития, к которой Костин отнес наряду с Дальним Востоком и наш Северный Кавказ.
Еще один дискутируемый сегодня вопрос – о системе работы федерального центра и регионов, в частности, о судьбе полпредств, усилении региональных кураторов. В этом плане Костин является сторонником проектного подхода. Агломерация, например, и территория опережающего развития – это два разных подхода. И подход к агломерации реализуется по факту. После того, как были приняты системные решения, появилась и уже реализуется понятная программа, несмотря на кризис. И можно говорить уже о первых результатах, по крайней мере, в части привлечения инвестиций.
Необходимо изучить регионы. Костин считает, что они все разные и можно выделить 8–9 видов регионов по численности и плотности населения, по уровню урбанизированности, экономическому потенциалу, интеграции с другими субъектами. При этом, по мнению политолога, нового Минрегиона не будет создано. При проектном подходе чиновники будут работать на конкретный проект, а не на светлое будущее.