По данным Департамента жилой недвижимости Colliers International, по итогам 2016 года существенные изменения произошли в развитии сегментов бизнес- и премиум-класса с точки зрения масштабности застройки и выбора локации. Так, доля точечной застройки в общем объеме возводимых и экспонируемых объектов сегмента бизнес-класса в 2016 году выросла по сравнению с 2015 годом (41%) и составила 56%.
Также по сравнению с 2015 годом увеличилась доля объектов бизнес-класса в рамках комплексного освоения территорий (24% в 2016 году и 19% в 2015 году соответственно). Доля проектов бизнес-класса в рамках масштабной городской застройки в 2016 году уменьшилась с 41% до 20%.
На рынке премиум-класса в 2016 году было отмечено наличие крупных комплексов, чего не наблюдалось ни в 2015, ни в 2014 годах. На их долю пришлось около 40% вновь вышедших на рынок проектов премиум-класса, а наибольшую долю (60%) традиционно заняли объекты точечной застройки.
«При этом следует отметить, - уточняет Партнер Colliers International Владимир Сергунин, - что впервые за три года объем точечной застройки премиум-класса составил всего 60%. В 2014 году он составлял 71%, а в 2015-м в Москве не было других проектов премиум-класса, кроме проектов точечной застройки, их объем составлял все 100%. Конечно, такое переформатирование долей в 2016 году произошло за счет выхода новых крупных проектов премиум-класса в ряде локаций, расположенных хотя и за пределами Садового кольца, но не уступающих в премиальности центру Москвы – ММДЦ «Москва-Сити», Воробьевы горы. Но сам факт, что объект премиум-класса, отходя от одного из своих важных признаков - клубности, интегрирован в проект комплексной застройки, говорит о начале качественных изменений в сегменте.».
Доля новых проектов, реализуемых с отделкой, за 2016 год в сегменте премиум-класса выросла на 27%, а в сегменте бизнес-класса – на 4%. В целом, на московском рынке недвижимости доля вышедших объектов бизнес-класса в общем объеме новых проектов уменьшилась в 2016 году на 2%, доля класса «премиум» возросла на 7%.
«Границы сегментов ощутимо стираются, - дополняет Владимир Сергунин, - в нижней ценовой границе бизнес-класс смыкается с комфорт-классом, и в отношении качественных характеристик и в отношении локаций. Похожие процессы происходят и в классе «премиум». Его нижняя граница сейчас не позволяет классифицировать его как чистый «премиум», скорее, «премиум-лайт», с облегченными характеристиками. В будущем не исключен момент появления нового гибридного класса, сочетающего в себе характеристики обоих сегментов».