Концепция зданий с нулевым потреблением в перспективе может сократить затраты по потреблению на 40-50%
Применение передовых технологических разработок в области энергосбережения может помочь ОАО «РЖД» сократить расходы на сумму до 7 млрд. рублей.. Об этом рассказал президент компании «Русэнергосбыт» Михаил Андронов на круглом столе «Энергоэффективные технологии в ж/д транспорте» в рамках Международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики ENES-2016.
По словам М. Андронова, за последние 50 лет потребление электроэнергии в мире выросло более чем в 10 раз. Развитие экономики толкало вверх как спрос на электроэнергию, так и цены на нее, демонстрировавшие практически постоянную тенденцию к росту начиная с 1979 года. Однако в 2014 году тренд поменялся. Причиной стало заметное развитие возобновляемых источников энергии, вложения в которые за 12 лет составили более 3 трлн долларов.
«Начиная с 2000-х годов под влиянием технического прогресса активную роль в сфере энергетики стали играть ВИЭ. В 2004 году в них было инвестировано 62 млрд долларов, а в 2015 году – 329 млрд долларов. Рост более чем в 5 раз, – отметил Михаил Андронов. – В России внедрение возобновляемых источников еще не так существенно, как на Западе, отчасти поэтому тренд на повышение цен на электроэнергию пока стабилен».
Так, за последние 5 лет цены увеличились на 50%, что естественным образом отразилось на бюджетах всех предприятий. И хотя благодаря тщательному планированию энергопотребления для ОАО «РЖД» рост оказался не таким существенным, как для остальных, совокупный объем расходов увеличился в разы. Напомним, что в соответствии с транспортной стратегией в 2030 году в компании планируются строительство и модернизация железнодорожного полотна, существенное увеличение скоростных грузоперевозок, что, конечно, отразится на росте объемов потребления электроэнергии как по тяге, так и по прочему потреблению.
Пример ОАО «РЖД» довольно показателен – чтобы уменьшить расходы, многие предприятия будут внедрять те или иные меры, направленные на увеличение энергоэффективности. Долгосрочным следствием данного тренда станет то, что в перспективе новые технологии переломят тенденцию на удорожание электроэнергии в России.
Отдельный интерес представляет то, что, несмотря на общий рост цен на электроэнергию, удельные затраты ОАО «РЖД» по этой статье падают. Михаил Андронов объяснил, за счет чего мог быть достигнут такой эффект.
«В настоящее время энергоэффективность ОАО «РЖД» обеспечивается, с одной стороны, продолжительной работой по снижению удельных расходов на электроэнергию при перевозке грузов. С другой стороны, свою роль играют выгодные условия покупки электроэнергии на рынке. В 2015 году нам с ОАО «РЖД» совместными усилиями удалось сэкономить свыше 2 млрд руб.», – прокомментировал президент «Русэнергосбыта».
Говоря о вариантах увеличения энергоэффективности на железной дороге, Михаил Андронов отметил концепцию по развитию технологий для создания зданий с нулевым потреблением. Подобные технологии можно внедрить на железнодорожных вокзалах и в вагонах пассажирских поездов. В общей сложности внедрение инновационных подходов сможет сократить затраты по прочему потреблению на 40-50%, что соответствует 7 млрд руб.
«Сейчас активно развивается технология для создания зданий с нулевым энергопотреблением. Мы знаем, что на балансе ОАО «РЖД» много строений, и они располагаются в разных уголках России, в том числе в местах с достаточно суровым климатом. Однако активная работа по повышению теплоизоляции, по максимальному использованию естественного освещения и технологий энергосбережения, в том числе за счет энергии солнца, позволит сэкономить до половины тех средств, которые расходуются сейчас. Мы понимаем, что такого результата нельзя достичь за год или два, но в течение 5-10 лет, применяя европейские нормы потребления, это вполне реально. Мы с нашими европейскими коллегами из компании Enel уже двигаемся в данном направлении и планируем усилить его в ближайшем будущем», – отметил Михаил Андронов.