В ноябре 2016 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка такси (таксомоторных перевозок) в городах с населением менее 1 млн. человек. В настоящее время в России, и в частности в средних и малых городах рынок таксомоторных перевозок является одним из динамично развивающихся сегментов рынка транспортных перевозок.
По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в городах с населением менее 1 млн. человек в 2016 г. увеличится на 4,6 млрд. руб. или на 4,2% по сравнению с показателем 2015 г. и достигнет 114,1 млрд. руб. Наибольшие доли рынка такси (таксомоторных перевозок) городов с населением менее 1 млн. человек в 2016 г. будут принадлежать городам: Красноярск – 3,15 млрд. руб., Пермь – 3,145 млрд. руб., Воронеж – 2,8 млрд. руб., Саратов – 2,65 млрд. руб. Наибольший объем рынка займут следующие субъекты Российской Федерации: Краснодарский край – 4,2 млрд. руб., Кемеровская область – 4,1 млрд. руб., Красноярский край – 3,7 млрд. руб., Пермский край – 3,5 млрд. руб., Саратовская область – 3,2 млрд. руб., Воронежская область – 2,9 млрд. руб.
Аналитический центр при Правительств РФ оценил объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве и Московской области в 2015 году в 181 млрд. рублей. Предположим, что средняя стоимость поездки на такси в Москве составляет 400 руб. Тогда количество совершенных поездок на такси при рассчитанном аналитическим центром объеме составляет 1 млн. 240 тыс. в сутки. Если учесть тот факт, что за одну поездку такси в среднем перевозит более одного пассажира, предположим 1,5 пассажира, то среднесуточный пассажиропоток получится равен 1,9 млн. человек при численности населения Москвы 12,3-14,5 млн. человек. Аналитики Discovery Research Group считают, что данная оценка является завышенной. Для сравнения такси Нью-Йорка (численность населения всех районов города порядка 8,5 млн. человек) в сутки перевозит порядка 600 тыс. пассажиров. В Нью-Йорке жители значительно чаще прибегают к услугам такси, нежели в Москве. Также отметим, что московский метрополитен в день перевозит 8-9 млн. человек в сутки. Получаем, что в Нью-Йорке коэффициент отношение численности перевезенных пассажиров к численности жителей города равен 0,07, а в Москве 0,14, что на наш взгляд исключено. Равенство коэффициентов для Москвы и Нью-Йорка достигается при средней цене поездки в Москве на уровне 800 руб., что, по мнению аналитиков Discovery Research Group, также исключено. Следует иметь ввиду, что для расчетов коэффициентов мы не учитывали Московскую область, объем рынка которой оценивается, примерно, как 1/6 часть от Москвы. В любом случае включение МО в анализ существенным образом не влияет на рассматриваемые коэффициенты.
Средний доход, приносимый одним пассажиром такси в городах с населением менее 1 млн. человек, в 2016 г. достигнет показателя 1395 руб., увеличившись на 4,3% по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. Средний доход, приносимый одним пассажиром, в 2016 г. в Красноярске составит 3235руб. (+5,5%), в Перми - 3173 руб. (+3,5%), в Воронеже – 3161 руб. (+3,1%), в Саратове – 3167 руб. (+3,3%), в Краснодаре – 3192 руб. (+4,1%), в Ульяновске – 3225 руб. (+5,2%), в Ярославле – 3204 руб. (+4,5%), во Владивостоке – 3195 руб. (+4,2%), в Хабаровске – 3232 руб. (+5,4%), в Барнауле – 3192 руб. (+4,1%), в Ижевске – 3198 руб. (+4,3%), в Тольятти – 3164 руб. (+3,2%).
Наибольший объем рынка среди городов с населением менее 1 млн. человек займут города Приволжского федерального округа. В 2016 г. выручка этих городов составит 28,6 млрд. руб. На втором месте будут находиться города Центрального федерального округа – 23,4 млрд. руб. На третьем месте будет Сибирский федеральный округ – 19,5 млрд. руб. Наименьший объем рынка у городов Дальневосточного федерального округа – 6,8 млрд. руб. и у городов Северо-Кавказского федерального округа – 7,6 млрд. руб.
Средний доход, приносимый одним пассажиром городов с населением менее 1 млн. человек, будет примерно одинаков во всех федеральный округах и составит 9600 руб. Средний доход будет отличаться только в Дальневосточном федеральном округе – 7200 руб. и в Северо-Западном федеральном округе – 6478 руб.
Крупнейшими игроками на рынке такси (таксомоторных перевозок) в городах с населением менее 1 млн. человек являются диспетчерские «Везет», «Сатурн» и «Максим». Они занимают 11%, 9% и 7% рынка, соответственно. На мобильных агрегаторов («Яндекс.Такси», Uber и др.) приходится 3% рынка городов-миллионников.
В перспективе рынок таксомоторных перевозок в городах с население менее 1 млн. человек продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.