В рамках деловой программы мероприятия, куратором которого является главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, обсуждались актуальные и проблемные вопросы архитектурного образования в России и роль архитектора в современном мире в целом.
В оживленных дискуссиях обсуждались такие важные факторы, влияющие на качество архитектурного образования, как необходимость вовлечения профессиональных организаций в процесс разработки и аккредитации учебных программ, необходимость обязательной интернатуры и изучения управленческих дисциплин, пересмотр системы отбора абитуриентов, повышение мобильности выпускников и профессорско-преподавательского состава, создание единой междисциплинарной и межвузовской платформы, необходимость формирования объективных критериев отбора преподавателей, модернизацию объемно-пространственных характеристик образовательных помещений и повышение актуальности научно-исследовательских работ.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Выставка Москомархитектуры "Открытый город" в Музее Москвы, посвящена исследованию образования, диалогу в сфере архитектуры, градостроительства и урбанистики. Профессия и образовательные процессы меняются очень быстро, важно отслеживать эти тенденции и понять, чему стоит учить молодежь. Это важно, в первую очередь, для города, потому что от уровня подготовки наших студентов зависит качество архитектуры, недвижимости, да и всей городской среды в целом.
На сегодняшний мы накопили опыт, достаточный для того, чтобы не только потреблять продукт образования, но и самим начать производить что-то своё, разобраться, что можно улучшить, развить, ввести в практику. Во время подготовки к Венецианской архитектурной биеннале мы делали в нашем павильоне «Кабинет исследователя», который как раз демонстрирует важность непрерывности образовательного процесса, его изучение.
Команда Москомархитектуры всегда позиционировала себя как коммуникационный "мост" между образовательными структурами, властью, общественными структурами. Мы стараемся, чтобы вся информация появлялась в открытом доступе и на наших ресурсах, и на таких вот выставках, также у нас есть издательская программа, затрагивающая и градостроительную тематику, и строительство метро, разные темы. Кроме того, мы стараемся рассказать о новых талантливых молодых архитекторах и бюро, приглашаем их активно к участию в конкурсах.
Например, город сейчас активно строит метро, и следующий конкурс на разработку концепции новых станций мы уже позиционируем как шанс для молодых архитектурных практик проявить себя».
В ходе выставки партнер компании Citymakers Петр Кудрявцев также презентовал результаты специального исследования «Сравнительный анализ образовательных программ в сфере городского планирования и архитектуры (г. Москва)», выполненного специального для этого мероприятия. Исследование показало, что профессия архитектора до сих пор популярна среди абитуриентов. Количество претендентов на бюджетные места ничуть не меньше, чем, например, в МГУ им. М.В. Ломоносова на историческом и механико-математическом факультете. За три года, прошедшие после окончания учебного заведения, 90% выпускников находят работу по специальности, что говорит о востребованности выпускников архитектурных ВУЗов среди отраслевого сообщества.
В различных сессиях приняли участие такие известные российские архитекторы, как Юрий Григорян, Евгений Асс, Ольга Алексакова, Елена Гонсалес, Юлий Борисов, Алексей Ильин и многие другие. Своим взглядом на возможные формы сотрудничества между российскими и зарубежными учебными заведениями и на перспективы дистанционного обучения архитектуре поделились и мировые звезды архитектуры, такие как главный архитектор Барселоны (2011-15 гг.) Висенте Гуайарт, архитектор Барт Гоолдхорн, приглашенный профессор университетов Венеции, Феррары, Нью-Йорка, Массачусетского технологического университета (MIT), сооснователь и партнер бюро C+S Мария Алессандра Сегантини.
Висенте Гуайарт, главный архитектор Барселоны (2011-15 гг.): «Я вообще противник традиционного представления о том, что человек может занудно преподавать на протяжении многих лет и десятилетий одно и то же просто на основании того, что он — Профессор. Я предпочитаю преподавателей, которые в первую очередь относятся к себе как к личности, а не как к статусу: они должны научить студентов, как им учиться, как им не прекращать обучение впоследствии, как им взаимодействовать с окружающим миром. В сегодняшней модели образования отношение к делу важнее собственно знаний».
Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом»: «Недостатки есть у нас, у системы, у молодых архитекторов нет недостатков. Возможно, им не немного хватает безумия. Рационального безумия, когда не боишься предложить что-то совершенно удивительное.
При работе с нашими бывшими студентами иногда долго исчезает ощущение иерархии — они не всегда чувствуют, что у нас после института должна заработать горизонтальная связь. В идеальном мире студент с профессором интеллектуально на короткой ноге. Это не дружба, а совместный полет. Это дает ощущение свободы, что ты в работе нарушаешь все границы и стереотипы. Не боишься делать точный, острый дизайн, предлагать неожиданные идеи. Если у нас в бюро появляется по-настоящему интересная идея, макет, форма, то об этом через секунду все будут знать. И все это сразу заметят и оценят. Молодому архитектору не обязательно встраиваться в иерархию. Иначе сегодня уже ни одна профессия не устроена. Человек от рождения может быть архитектором больше, чем тот, который 50 зданий построил. Это просто вопрос понимания и видения».
Огромный интерес, который вызвала выставка как среди уже титулованных архитекторов и опытных преподавателей, так и среди студентов архитектурных ВУЗов, которым еще только предстоит найти свой творческий путь, свидетельствует об актуальности и своевременности поднятого на мероприятии вопроса о необходимости изменения некоторых аспектов образования в сфере городского планирования и архитектуры с целью более полного соответствия требованиям времени.