Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского отмечает 110-летие со дня рождения Дмитрия Шостаковича – композитора, сыгравшего колоссальную роль в судьбе театра. К этой дате приурочены три спектакля: 23 сентября – «Нос» в постановке основателя театра Бориса Покровского, 25 и 27 сентября – спектакль Михаила Кислярова «Мракобесы. симфония отчаяния». В эти дни зрителей в фойе театра ждет выставка редких фотопортретов композитора, рассказывающая о его жизни от первых до последних дней, а на большом экране можно будет увидеть уникальные кадры кинохроники – документальные свидетельства эпохи. Материалы любезно предоставлены театру Архивом Дмитрия Шостаковича.
Судьбой композитору было уготовано жизнь в эпоху сталинизма, когда страх быть репрессированным деформировал сознание, порабощал, уродовал людей; когда нужно было творить под неусыпным оком партийных надзирателей за культурой, находиться в положении человека, которому зажали рот и требуют воспевать «счастливую действительность». Не имея возможности открыто и свободно выражать свои взгляды, Шостакович для многих своих произведений выбрал язык иносказания. В стране, озаренной лучами единственно великого «вождя, отца, друга и учителя», он осмеливался быть личностью, излучавшей собственный свет.
Созданный режиссером Михаилом Кисляровым в 2006 году спектакль «Век DSCH» был назван критикой одним из наиболее значительных приношений к 100-летию Шостаковича. Спустя десятилетие театр вновь обращается к волнующей его теме – Поэт и Власть. Новая – более жесткая – редакция спектакля получила новое название – «МРАКОБЕСЫ. симфония отчаяния». Взяв за основу сочинения композитора, для сцены изначально не предназначенные, Михаил Кисляров (он же автор идеи и либретто) создал спектакль о Жизни и Смерти, о природе Творчества, о противостоянии Художника монстру тоталитарной власти.
«Сегодня, когда накалена атмосфера в стране и мире, когда старые ржавые механизмы, казалось бы, навсегда ушедшей эпохи вновь заскрежетали, музыка Шостаковича звучит как набат, предостерегающий всех нас от возможной катастрофы! Особенно важно, чтобы звуки этого набата услышало молодое поколение, не прошедшее через чудовищную мясорубку сталинизма» – говорит режиссер-постановщик спектакля Михаил Кисляров.