21.08.2016 16:46
Мероприятия.
Просмотров всего: 5998; сегодня: 1.

Чужих Хиросим не бывает. Выставка Александра Лабаса в Музее Востока

Выставочный проект «Александр Лабас. Отзвуки Хиросимы» пройдет с 25 августа по 18 сентября 2016 г. в Государственном музее Востока.

Выставка включает около 30 работ Александра Лабаса из собрания семьи художника. Центральное место в экспозиции займёт редкая серия из 23 акварелей, написанных в период с 1957 г. до начала 1970-х гг., большинство из которых экспонируется впервые.

Эти работы навеяны отзвуками страшной трагедии японских городов, разрушенных американскими ядерными бомбами. Трагедии, с новой силой, проявившейся спустя десятилетие после атомных бомбардировок 1945-го, когда людей, переживших катастрофу, накрыла очередная вспышка лучевых заболеваний. Участники московского Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года уделяли тогда много внимания этим проблемам.

Не смог пройти мимо злободневной темы и художник-романтик Александр Лабас, создавший цикл акварелей, в которых с потрясающей силой и мощью воплотил свою боль, скорбь и сочувствие жертвам едва ли не самой страшной драмы ХХ века. Названия работ говорят сами за себя: «Ужас Хиросимы», «Среди огня», «Взрыв», «Смерть», «Обреченная».

В зависимости от сюжетной линии, условно серию можно разделить на 3 части: кабины бомбардировщиков, горожане, подвергшиеся бомбежке и пространство умирающих от последствий ядерного удара. Художник, находясь в постоянном творческом поиске, создал несколько вариантов каждой темы.

Серию отличает предельный лаконизм и метафоричность. Художник не старается воспроизвести документальную историю, а как истинный классик авангарда основывает повествование на символах, ассоциациях и обобщениях. Все образы переданы через все тот же непревзойденный чисто лабасовский фирменный цветосвет – придающий изображению динамику и буквально убивающий наповал высочайшим драматизмом.

Александр Лабас – яркий представитель русского авангарда первой половины ХХ века. Его путь в большое искусство начался в легендарном ВХУТЕМАСе, где он учился у выдающихся мэтров современной живописи – Малевича, Кандинского, Лентулова и других. В 1920-е-30-е годы Лабасу удалось сформировать свой собственный живописный стиль – острый, динамичный, со свободной, несколько эскизной и синкопированной манерой письма. Его излюбленной темой стал современный транспорт: он писал поезда, трамваи, автомобили, эскалаторы метро. Но особое место в творчестве Лабаса занимает авиация с ее стихией неба и воздуха.

Когда в середине 30-х годов в СССР сменилась официальная идеология, всех авторов, кто не укладывался в прокрустово ложе «социалистического реализма», где главным считалось «понятное народу» содержание, а не качество живописи, объявили формалистами. Среди них, естественно, оказался и Александр Лабас. Вплоть до начала хрущевской оттепели для художника были закрыты все официальные выставочные площадки. Он вынужден был работать «в стол» – в основном в излюбленной технике акварели, откликаясь на все исторические события, которые происходили у него на глазах.

После «Хиросимы» Александр Лабас в качестве альтернативы теме катастрофы и катаклизма создал несколько произведений, посвященных борьбе за мир. Сегодня нас не может не восхищать тот яростный, неистовый, пылающий накал гражданской и человеческой страсти, воплощенный Александром Лабасом в этих произведениях. Художник через десятилетия, в дни печальной годовщины так своевременно и кстати напоминает нам о том, что чужих Хиросим не бывает.

Кураторы проекта: Алиса Лабас, Млада Хомутова

Музей Востока: Москва, Никитский бульвар, д.12а (проезд м.Арбатская, Пушкинская).

Пресс-служба: +7 495 690-05-23. Дни и часы работы: Вт., пт., сб, вс. 11.00 –20.00. Ср., чтв. 12:00 – 21:00. Вых. день – понедельник. Билеты: 100-250 руб.


Ньюсмейкер: Государственный музей искусства народов Востока — 8 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...