Значительная часть населения России, к которой относятся военные, учителя, медики, служащие, работники бюджетных организаций, и многие другие, выбирали место своей работы и определяли направления деятельности, в том числе из-за возможности получения бесплатного жилья. Скромные зарплаты с большим объемом работы и с огромной ответственностью не отпугивали лишь семьи, действительно остро нуждающиеся в жилье. Однако, такое жилье могло быть предоставлено только как служебное, отличающееся своей спецификой: ограниченные сроки проживания, отсутствие прописки, запрет на приватизацию и многое другое. К сожалению, не каждый, получивший служебный угол, вправе претендовать на его пожизненное пользование или оформление в собственность. Ввиду окончания приватизации в марте 2017 года, в том числе и в отношении служебного жилья, в настоящей статье адвоката Олега Сухова выясним: у кого имеются основания на оформления в собственность служебного жилья, а у кого нет.
Кто может, а кто не вправе приватизировать служебную площадь.
Любая служебная квартира или комната, полученная от государства или предприятия до 1992 года, считается муниципальной, ввиду императивного указания на это в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 19991 года N 3020-1. Кроме того, муниципальным считается служебное жилье, ранее принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным предприятиям, в последующем акционировавшихся и ставших коммерческими структурами. Жилой фонд таких компаний по закону относится к муниципальному, а с занимающими его лицами по их выбору должен заключаться договор социального найма или договор передачи (приватизация).
Многие субъекты РФ, например, Москва или Санкт-Петербург, Московская область и т.д. принимают собственные законы и постановления, согласно которым вправе расширять перечень лиц, претендующих на приватизацию служебного жилья. Если взять для сравнения столицу, то в ней действует Постановление № 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений», много раз изменявшееся и постоянно уменьшающее основания и перечень лиц, обладающих правом на приватизацию служебных квартир. На сегодняшний день к ним относятся те, кто получил служебное жилье до 2005 года по официальному договору найма или субаренды (аренды), зарегистрированный в помещении, проработавший в бюджетных организациях более 10 лет и ранее не участвовавший в приватизации и не имеющий другого жилья. Если хоть одно перечисленное требование не соблюдено, шансов закрепить за собой служебную недвижимость сведется к нулю.
Все остальные категории, занимающие служебное жилье, не имеют право на его приватизацию. Например, к таковым относятся лица, получившие квартиры на основании договоров временного или коммерческого найма после 2005 года, а так же не прописанные в них. Кроме того, если жилье официально оформлено и зарегистрировано в качестве служебного, то его приватизация исключается. Невозможна приватизация квартир, находящихся в закрытых военных городках. При этом в закрытых административных территориальных объектах (ЗАТО) – бывшие военные городки, приватизация служебного жилья допускается.
С чем идти в суд, если чиновники бездействуют?
К сожалению, большей части обращающихся за оформлением договора социального найма или передачи в собственность служебного жилья в административном порядке, чиновники отказывают. Что делать в таком случае? Ответ один – идти в суд.
В суд необходимо предоставить исковое заявление по количеству лиц, участвующих в деле. Оплаченную государственную пошлину в размере 150 рублей и перечень документов, подтверждающих регистрацию в служебной квартире, ее статус и принадлежность к органу муниципальной или государственной власти, бюджетному учреждению или коммерческой организации. Дополнительно следует приобщить документы о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, суд потребует доказательств неучастия в приватизации, а в отдельных случаях подтверждение стажа работы.
На что я рекомендую обращать внимание, прежде всего: на правильное определение процессуального положения стороны ответчика, т.е. действительного собственника служебного жилья. При сомнении в статусе собственника ответчиком нужно заявить сразу нескольких лиц. И требования – основополагающий момент в подобных спорах. Их необходимо формулировать как «о признании права собственности в порядке приватизации». Практика знает ни мало примеров, когда заявители просили суд заключить на служебное жилье договор социального найма, а затем не могли подобное решение исполнить. Если же суд признает право собственности, то злоупотребления со стороны чиновников будут исключены, т.к. для оформления квартиры достаточным станет передача решения в МФЦ (Росреестр).
Жилье в собственности, даже при наличии обременений по расходам на налоги и содержание, это один из самых дорогих и востребованных активов сегодняшнего дня. Его всегда можно продать, обменять или распорядиться иным образом, получив значительную выгоду. Именно поэтому оправдано переводить служебные помещения в личное владение. И еще более оправдано, ввиду исключения рисков изменяющегося законодательства и судебной практики, которые за последние пять лет не раз то предоставляли, то, наоборот, лишали такого права. Нет смысла испытывать судьбу, тем более уже в марте 2017 года приватизация может быть окончена, что коснется и служебного жилья.