Председатель Совета директоров ЭОС, член «Гильдии Управляющих Документацией» Владимир Баласанян выступил на пленарном заседании профессионального форума Инфодокум-Власть 2016 с докладом «Что мешает отказаться от бумажного документооборота?». Спикер рассказал об объективных причинах и субъективных факторах, которые сегодня препятствуют переходу на полностью безбумажные технологии, а также поделится своим видением перспектив электронного документооборота в России.
Огромный практический опыт созданию систем работы с электронными документами и разработки соответствующих стандартов позволяет нам сформулировать те проблемы, которые сегодня ограничивают возможности электронного документооборота.
Сейчас ведется много дискуссий, в том числе в центральной прессе, откажемся ли мы от бумажных документов. Мое мнение однозначно: относительно скоро бумажные документы уйдут в определенные ниши, и я попытаюсь донести до вас те факторы, которые мешают это сделать быстрее. Факторы объективные, потому что субъективные понятны всем: на смену тем, кто привык работать с бумагой, придет, уже приходит, поколение, которое с бумагой работать не умеет и не хочет.
Как развивался электронный документооборот в нашей стране? Считается, что в России электронный документооборот осуществляется где-то с начала 1990-х годов, когда стало возможным электронное управление бумажными документами. Потом появились электронные копии документов, существующие наряду с бумажными подлинниками. И, наконец, электронные подлинники, т.е. документы, выпущенные в электронной форме, без бумажного подлинника.
Сейчас все существует одновременно. Несмотря на то, что 90-95 % документов готовятся в электронной форме, выпускаются, пересылаются и хранятся они преимущественно на бумаге. Хотя в процессе своего жизненного цикла эти документы для удобства работы обычно сканируются и вновь переводятся в электронную форму, а потом зачастую, опять-таки, распечатываются.
Так что же нам мешает полностью перейти на полноценный электронный документооборот? Полагаю, что, прежде всего - отсутствие четких регламентов в части создания, подписания, пересылки и хранения электронных документов. Конечно, в отдельных частных случаях и сферах такие регламенты разработаны и применяются, скажем, для финансовых транзакций, но в более широком контексте проблема не решена.