Во всех сферах жизни гражданам с ограниченными возможностями приходится сталкиваться со сложностями. Проблемы возникают, в том числе, и при трудоустройстве, ведь часто работодатели отказывают инвалидам в приеме на работу, объясняя свое решение дополнительными материальными затратами или упущенной выгодой, которые возникают в связи с организацией рабочего места инвалида, сокращенным рабочим графиком сотрудника и т.д.
Тем не менее, в настоящее время организации стали все чаще принимать во внимание понятие «социальной ответственности». Многие работодатели в своем бизнесе придерживаются не только материальных, но и этических соображений, готовы преодолевать устоявшиеся в обществе барьеры и возлагать на себя ответственность сверх установленных законодательством обязательств за повышение качества жизни своих сотрудников и общества в целом.
Для тех предпринимателей, которые готовы принимать на работу граждан с ограниченными возможностями, Правительство Москвы предусматривает экономическую поддержку, новый проект которой находится на сегодняшний день в разработке в Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы.
Возможно ли успешное создание рабочих мест для инвалидов в организации?
Стоматологическая клиника «РуДента» - одна из организаций, получивших субсидию из бюджета города Москвы на создание рабочих мест для инвалидов и молодежи в 2013 году. На бюджетные средства руководство клиники создало 10 рабочих мест для инвалидов и оснастило 27 рабочих мест для молодежи, модернизировало свой бизнес, закупив современное стоматологическое оборудование.
В этом году детское отделение стоматологии «РуДента Кидс» заняла первое место в ежегодном «Рейтинге детских стоматологических клиник России» (клиники, существующие менее 3-х лет), представленным популярным ресурсом о стоматологии Startsmile.ru совместно с ИД «Коммерсантъ».
Работа с инвалидами началась с планов по расширению бизнеса, которые полностью совпали с шансом получить поддержку от государства. Молодой организации требуется постоянное совершенствование обслуживания, которому в значительной степени способствует обратная связь с клиентами. Новый отдел контроля качества, работающий в режиме колл-центра, нуждался в ответственных и усидчивых сотрудниках и нашел таких работников среди людей с ограниченными возможностями.
Сотрудники отдела контроля качества обзванивают посетителей клиники спустя некоторое время после их визита и интересуются, остался ли клиент доволен качеством обслуживания, каково его самочувствие после пройденной процедуры. Отдел был оснащен на бюджетные средства: сотрудников обеспечили компьютерами и специальными программами.
Директор клиники «РуДента» Тигран Левикович Худавердян не отрицает, что есть множество ограничений для инвалидов и для работодателей относительно профессий, которые может избрать инвалид, и работы, которую он может выполнять. Им мешают физические особенности, подверженность нагрузкам, в том числе и эмоциональным. Тем не менее, существуют такие специальности, освоив которые инвалиды могут полноценно и плодотворно трудиться.
Выполнять работу инвалидам удобнее на дому в силу того, что многие из них по состоянию здоровья испытывают сложности с ежедневным посещением офиса. Среди них – инвалиды по зрению, инвалиды с общими заболеваниями, маломобильные инвалиды.
Несмотря на некоторые трудности, руководству все же удалось найти и обучить людей с инвалидностью, которые имеют образование, обладают грамотностью и хорошими коммуникативными навыками и зарекомендовали себя как специалисты в своем деле, ответственные сотрудники с высоким уровнем отдачи работе. В отделе качества практически нет текучки кадров: за три года в отделе сменилось всего три сотрудника.
Для работы в учреждении медицины обязательно знать некоторые стандарты области (в данном случае стоматологии), свободно ориентироваться в теме, поэтому инвалидам потребовалось обучение на начальном этапе работы, с которым они успешно справились. Важным фактором является самообучение, желание работников глубже разбираться в профессиональных вопросах и помогать людям.
Сами инвалиды, несмотря на то, что работают дома, ощущают себя полноценными членами коллектива, активно поддерживают связь друг с другом в интернете, общаются с руководством. В свою очередь руководство регулярно посещает своих сотрудников, постоянно курирует их работу, поздравляет с праздниками.
Директор «РуДента» во многом опровергает устоявшееся убеждение в том, что работать с инвалидами нелегко, и с уверенностью говорит, что каждый человек с ограниченными возможностями в его организации выполняет свои служебные обязанности на должном уровне. Руководители высоко оценивают работу сотрудников отдела качества, и говорят, что работа с людьми с инвалидностью вызывает намного больше положительных эмоций, чем проблем. Одной из сложностей был поиск подходящих кадров для работы в отделе. По рекомендации удалось найти сотрудника, о качестве работы которого руководители отзываются с большим уважением. По его совету в организации появились и несколько других сотрудников из числа граждан с инвалидностью. Помимо уже работающих десяти человек планируется трудоустроить еще пять или шесть работников-инвалидов.
Кроме того, сотрудники ГКУ «Центр квотирования» встретились с Наилем Алимжановым, специалистом отдела контроля качества и инвалидом по зрению. Он является тотально слепым, но, несмотря на это, ведет активную жизнь, каждый год отдыхает на море, обеспечивает семью. Наиль занимался параолимпийскими видами спорта, на протяжении жизни много работал, владеет английским языком, имеет общительный и открытый характер.
Работой в стоматологи «Рудента» сотрудник доволен. У пациентов, с которыми он общается по телефону, не возникает мысли о том, что они разговаривают с человеком с ограниченными возможностями. Кроме основной работы Наиль активно пользуется социальными сетями и ежедневно общается с множеством своих подписчиков. Он овладел десятипальцевым методом печати, а на его компьютере установлена специальная голосовая программа экранного доступа, что очень помогает ему в работе.
Мы попросили Наиля на основании своего опыта дать рекомендации инвалидам как в области трудоустройства, так и в жизни
«Работой необходимо дорожить и относиться к ней со всей серьезностью. Я работаю столько, сколько помню себя, и благодаря этому я могу обеспечивать жизнь себе и своей семье. Проблем с трудоустройством у меня практически не было, я размещал резюме, и на него откликались, и сейчас я не удаляю свое резюме с hh. Я считаю полезным то дело, которое я делаю, ведь спустя время, в личной беседе пациент клиники может составить отзыв, который не дал бы сразу после процедуры, и в результате наша организация получает ценную информацию. Кроме того, я постоянно общаюсь по телефону и в интернете, работа с людьми доставляет мне удовольствие.
И даже в случае если человек по какой-либо причине стал инвалидом, у него всегда есть выбор – опустить руки, обвинять судьбу, окружающих, общество, государство или стараться даже в такой нелегкой ситуации получать от жизни максимум возможностей, развиваться и непрерывно обучаться новому».
Наиль также считает, что инвалидам не следует прятаться дома, как это происходит в большинстве случаев, и преодолевать страх и стеснение. В столице уже многое делается для того чтобы люди с ограниченными возможностями могли появляться на улице чаще. По всей стране должно создаваться больше условий, позволяющим инвалидам чувствовать как можно меньше ограничений, как физических, так и психологических.
Организация «РуДента» не ограничивает свою социальную ответственность только трудоустройством инвалидов. Здесь с большой заботой относятся к каждому пациенту, особое внимание уделяется здоровью и хорошему самочувствию пациентов-детей, а в процедурах применяется особая анестезия. По личному решению руководства, детям с инвалидностью предоставляется скидка 20%, что редко практикуют стоматологические клиники. Для детей и взрослых с ДЦП оборудовано специальное отделение.
Организация делает очень многое для того, чтобы клиенты оставались довольны посещением, были не просто здоровы, но и получали положительные эмоции от приятной атмосферы, хорошего отношения и профессионализма персонала.
В итоге директор отмечает, что проблема состоит не только в безработице среди инвалидов, но в отсутствии информированности, определенной культуры мышления, которая позволяет относиться к лицам с ограниченными возможностями как к равным.
«В первую очередь, - отмечает Тигран Левикович, - не стоит воспринимать инвалидов как людей с ограничениями и недостатками, несмотря на то, что поначалу это бывает трудно. Производить деление сотрудников на здоровых и инвалидов не верно. Главный совет – относиться человеку с инвалидностью как любому другому работнику, ведь уровень профессионализма и ответственности очень часто не зависит от физических недостатков».
«Для инвалидов необходимо создавать специальные учебные центры, - утверждает он. – Данная категория граждан должна быть уверена в своей возможности трудоустроиться или пройти переквалификацию за счет государства. Еще один минус – отсутствие налоговых льгот для организаций, принимающих на работу инвалидов. Поэтому экономическая поддержка со стороны государства является для работодателей большим преимуществом».
Государство стремится обеспечивать должной поддержкой особо нуждающиеся в ней группы населения групп населения, а также поощрять тех, кто содействует ему в этом.
Заместитель директора ГКУ «Центр квотирования» Кристина Евгеньевна Агафонова замечает: «Очень важно стремиться к достижению как можно большего уровня интеграции инвалидов в общество и следовать положительному примеру тех, кто уже предпринимает активные попытки и изобретает для этого всевозможные способы. Спектр экономической поддержки предпринимателей, готовых исполнять свой социальный долг, будет вскоре расширяться, и приоритет всегда будут иметь те, кто искренне стремится способствовать равенству всех категорий населения».
ГКУ "Центр квотирования"