10 июня 2016 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялась IV Международная конференция «Публичные закупки: проблемы правоприменения».
Для участия в мероприятии были приглашены иностранные партнеры (из стран СНГ, Великобритании, Кореи, Македонии, Норвегии, Нидерландов, Японии и др.), судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции, сотрудники Минэкономразвития России, Федерального казначейства, Счётной палаты РФ, иных государственных органов, члены Ассоциации юристов России и Региональной общественной организации «Объединение выпускников юридического факультета МГУ», представители научного сообщества и практикующие юристы.
Московское УФАС России на конференции представляла заместитель руководителя Индира Шандиева. Она рассказала собравшимся о столичном опыте контроля в сфере торгов, проблемах применения Закона о закупках и недавних изменениях в законодательстве.
«За прошедшие пять месяцев текущего года мы получили 1200 жалоб на действия заказчиков при проведении закупок по 223-ФЗ. Пятьдесят пять процентов жалоб, принятых антимонопольным органом к рассмотрению, были признаны обоснованными. Это довольно высокий показатель, учитывая рамочный характер Закона о закупках и широкие полномочия заказчиков по формированию требований к участникам торгов», - отметила Индира Шандиева.
Представитель антимонопольного органа отметила, что в практике Московского УФАС встречаются случаи, когда формально Положения о закупках, документации, разработанные заказчиками, не нарушают законодательство, но при этом злоупотребления переходят в сферу исполнения заказа. Так, к примеру, при проведении закупки на разработку предпроектных предложений по строительству пассажирского терминала в морском порту заказчик установил срок исполнения заказа, равный 75 дням. Был участник, готовый исполнить заказ за 100 дней, однако из-за несоответствия требованиям по сроку его заявка была отклонена. Между тем, после заключения договора с победителем закупки Заказчик увеличил срок исполнения договора до 232 дней. Такие действия заказчика говорят о «скрытом» ограничении конкуренции при формальном соблюдении закона.
В заключение Индира Шандиева обратила внимание участников конференции на определение Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384, указывающее на необходимость установления в положении о закупках моратория на заключение договора ранее 10 дней после подведения итогов закупки. Во избежание вмешательства антимонопольного органа заказчики не предусматривают соответствующий мораторий в своих Положениях о закупках, однако по результатам рассмотрения жалоб в подобных случаях Московское УФАС России выдает предписания о внесении изменений в Положение о закупках.