12 мая 2016 г. в Москве состоялось совместное заседание комитетов НП «ОПЖТ». Модераторами выступили председатель комитета по координации локомотивостроения и их компонентов Владимир Шнейдмюллер, председатель комитета по грузовому подвижному составу Сергей Калетин, председатель совета главных конструкторов Валерий Коссов, председатель комитета по интеллектуальной собственности Александр Корчагин, председатель комитета по разработке и внедрению электротехнических и интеллектуальных систем управления и обеспечения безопасности Ефим Розенберг.
В работе заседания приняли участие председатели ОАО «РЖД», ведущих промышленных предприятий, входящих в состав НП «ОПЖТ», а также представители научных, проектных и конструкторских организаций.
Ключевым вопросом повестки дня стало рассмотрение проекта Комплексной программы инновационного развития холдинга «Российские железные дороги» на период 2016-2020 годов.
Комплексная программа инновационного развития холдинга «Российские железные дороги» на период 2016-2020 годов представляет собой новый формат представления мероприятий и проектов в сфере научно-технической и инновационной деятельности; она ориентирована на решение задач стратегического развития холдинга «Российские железные дороги» на 5-летний период.
В рамках заседания с докладом выступил заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Марк Чернин, который рассказал о проекте Комплексной программы инновационного развития холдинга «Российские железные дороги» на период 2016-2020 годов.
По словам Марка Чернина, главной целью программы инновационного развития является обеспечение устойчивой основной конкурентоспособности компании на глобальном рынке транспортных и логистических услуг за счет повышения уровня удовлетворенности потребителей сервисов на базе рационального и целесообразного с экономической и технологической точек зрения использования актуальных результатов научно-технической деятельности.
Основными векторами развития являются: качество, надежность, безопасность; перспективные технологии; инновационную экосистему и научно-технический комплекс; эффективность и рациональное природопользование; развитие кадрового потенциала, охрана здоровья и безопасность труда; национальный проект ВСМ Москва–Казань.
Среди научно-технических и технологических приоритетов холдинга «РЖД» на период 2016-2020 годов и перспективу до 2025 года он выделил: развитие транспортно-логистических систем на основе клиентоориентированности; безопасность и надежность производственных процессов; технические средства и технологии организации тяжеловесного движения; создание высокотехнологичных рабочих мест, повышение производительности труда; высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт; разработка нормативно-технической документации, импортозамещение; инновационные телекоммуникационные решения; развитие системы управления качеством и др.
В рамках заседания о механизме реализации Комплексной программы инновационного развития холдинга «Российские железные дороги» на период 2016-2020 годов рассказала Светлана Ляпина, профессор кафедры менеджмента инноваций Института менеджмента инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В своем докладе Светлана Ляпина как ключевой вектор КПИР-2020 выделила управление качеством. По ее словам, он включает контроль соблюдения нормативных требований процессов по видам деятельности, повышение надежности функционирования железнодорожного транспорта, а также обеспечение безопасности процессов перевозки грузов и пассажиров.
Кроме того, докладчик подробно рассказала участниками заседания о механизме развития государственно-частного партнерства с участием холдинга «РЖД», а также о механизме закупки продукции для реализации КПИР-2020.
По итогам совместного заседания комитета по инновациям и технологическому развитию, комитета по координации локомотивостроения и их компонентов, комитета по грузовому подвижному составу, Комитета по интеллектуальной собственности, совета главных конструкторов было отмечено, что проводимая в ОАО «РЖД» работа по организации и управлению инновационной деятельностью соответствует приоритетам проводимой государственной политики в области инновационного развития и принципам открытых инноваций, что в перспективе позволит сохранить и укрепить позиции компании на рынке транспортно-логистических услуг.
Рассмотренный проект комплексной программы инновационного развития холдинга «Российские железные дороги» на период 2016-2020 годов выступает важным инструментом стимулирования развития смежных отраслей промышленности, поскольку характер основной деятельности холдинга «РЖД» определяет его роль на рынке высоких технологий и инноваций как одного из крупнейших потребителей новых технологических решений, создаваемых на предприятиях транспортного машиностроения, металлургии, химической и нефтехимической промышленности и иных отраслей, и заключается в обеспечении спроса на высокотехнологичную и инновационную продукцию.
Вместе с тем участниками заседания были высказаны важные предложения, которые необходимо будет учесть при окончательном утверждении комплексной программы инновационного развития холдинга «Российские железные дороги» на период 2016-2020 годов.
Постоянное расширение требований по сертификации производителей железнодорожной техники по методологии IRIS, предъявляемых Холдингом при закупках подвижного состава и железнодорожной техники, также является эффективным инструментом стимулирования развития и роста инновационной активности отечественного транспортного машиностроения.
Решением совместного заседания также было признано целесообразным подготовку перечня производимой организациями-членами НП «ОПЖТ» инновационной и высокотехнологичной продукции, поставляемой для нужд холдинга «РЖД», выделив при этом в системе поставок объем комплектующих, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства.