4 мая 85-летие отметил музыкальный руководитель Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского Геннадий Николаевич Рождественский — выдающийся дирижер современности, пианист, композитор и просветитель. Его заслуги в области культуры и искусства отмечены множеством отечественных и международных наград и званий: народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, почетный член Английской и Шведской королевских академий музыки, Кавалер Ордена Восходящего Солнца (Япония), Офицер Почетного Легиона (Франция), Командор Превосходнейшего ордена Британской Империи, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством». К юбилею приурочен фестиваль спектаклей, поставленных под управлением маэстро, который пройдет на сцене театра с 6 по 31 мая. Подробная программа фестиваля — в приложении.
Фестиваль дает возможность за месяц увидеть все спектакли, поставленные при участии выдающегося мастера, за пять лет – с 2011 по 2016 год, – с того момента, когда он вернулся в театр сначала в качестве дирижера-постановщика, а затем (в 2012 году) как музыкальный руководитель.
Первым масштабным проектом театра, реализованным при участии Рождественского, стала постановка «Идоменея» Моцарта в редакции Рихарда Штрауса (2011, реж. М. Кисляров). Ею дирижер открыл большой просветительский проект — постановки оперных сочинений с двойным авторством. Затем последовали российские премьеры оперы «Три Пинто», сочиненной Малером по эскизам Вебера (2013, реж. М. Кисляров), и религиозной драмы «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберта – Денисова, к которой переплелись два, на первый взгляд, совершенно разных музыкальных гения (2014, реж. И. Меркулов). Эрудиция и безупречный вкус дирижера всегда были залогом того, что каждое избранное им сочинение представляет собой художественную ценность и интерес для всех любителей и профессионалов музыкального театра.
В 2013 году театр отметил 100-летие со дня рождения Бенджамина Бриттена, одного из любимых композиторов Рождественского, российской театральной премьерой оперы-притчи «Блудный сын» (2013, реж. М. Кисляров). Сегодня Геннадий Николаевич, блестящий знаток английской музыки ХХ столетия — один из немногих, кто активно исполняет и пропагандирует ее в России, и неудивительно, что именно он стал дирижером-постановщиком позднего шедевра Бриттена. А в июне 2014 года под музыкальным руководством Рождественского была поставлена одноактная комическая опера Стравинского «Мавра» (2014, реж. М. Кисляров), которая теперь исполняется в один вечер с «Блудным сыном». Объединяет эти две непохожие друг на друга оперы то, что обе они являются смелым — и успешным, как доказала история, — экспериментом композиторов в камерном жанре.
Важным культурным событием стала российская премьера оперы Бетховена «Леонора» (2014, реж. М. Кисляров). По инициативе Геннадия Рождественского театр представил публике первую редакцию единственной оперы композитора, известной в мире лишь в поздних версиях под названием «Фиделио». Благодаря энтузиазму дирижера опера предстала в первозданном виде, без компромиссов и уступок, которых потребовали от самобытного бетховенского гения условности жанра и сцены той эпохи. Впервые прозвучала в России и камерная редакции оперы Яначека «Лиса-плутовка» (2015, реж. М. Кисляров). Дирижер всегда уделял много внимания музыке композиторов национальных школ, и постановка стала естественным продолжением этого интереса.
К своему 85-летию Геннадий Рождественский вместе с коллективом Камерного музыкального театра осуществил давнюю мечту — поставил оперу Римского-Корсакова «Сервилия». Так как она была единственной оперой Римского-Корсакова, не существующей в аудиозаписи, театральной премьере предшествовала ее полная студийная запись под руководством Рождественского. Взявшись за эту грандиозную работу, дирижер в очередной раз подтвердил репутацию просветителя и открывателя незаслуженно забытых сочинений. Постановка «Сервилии» (2016, реж. О. Иванова) стала одним из самых масштабных проектов театра за последние годы.
Восемь премьер, из них семь — первые постановки на российской сцене: таков результат деятельности Рождественского в Камерном музыкальном театре за прошедшие пять лет. Помимо этого маэстро ведет ежегодный авторский цикл в Московской филармонии, дирижирует в России и за рубежом. В 85 лет он по-прежнему полон грандиозных планов и не собирается останавливаться.
Из истории
Первая встреча в опере Геннадия Рождественского и Бориса Покровского произошла в 1965 году, вместе они работали в Большом театре над постановкой «Сна в летнюю ночь» Бриттена. А в жизнь Камерного музыкального театра дирижер вошел вскоре после рождения коллектива — в 1974 году он присоединился к работе над оперой Шостаковича «Нос» и стал ее дирижером-постановщиком. Так родился тандем, подаривший миру великие спектакли. Премьера «Носа» состоялась в 1974 году, спектакль Покровского-Рождественского не только принес молодому театру успех и на долгие годы стал его визитной карточкой — он дал второе рождение гениальной опере молодого Шостаковича. Более 40 лет «Нос» сохраняется в репертуаре, его видели зрители многих стран мира, и он по-прежнему остается живой легендой. Тогда же, в 1974-м, Геннадий Рождественский стал главным дирижером театра и занимал этот пост до 1984 года. А в 1978 году свершилось еще одно эпохальное событие: впервые на русской сцене была поставлена опера Стравинского «Похождения повесы». Вместе с художником Иосифом Сумбаташвили Покровский и Рождественский создали эталонный спектакль, имевший фантастический успех. «Похождения повесы», как и «Нос», до сих пор сохраняются в репертуаре.
Службу в Камерном музыкальном театре Рождественский сочетал с работой в Большом театре (1978-1983) и художественным руководством Королевским филармоническим оркестром Стокгольма (1974-1978), затем возглавляя симфонический оркестр BBC в Лондоне (1978-1981) и Венский симфонический оркестр (1981-1982). В 1982 году он основал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР и до 1992-го был его главным дирижером. Но и на маленькой сцене на Соколе под его музыкальным руководством продолжали появляться уникальные оперы: «Близнецы» Шуберта (1976, реж. Г. Спектор), «Двенадцатая серия» Холминова (1977, реж. Б. Покровский), необычный спектакль «Модест» по произведения Мусоргского.
После смерти Покровского в 2010 году театр предпринял капитальное возобновление спектакля «Похождения повесы», и эта работа стала началом нового этапа сотрудничества с выдающимся дирижером. Вслед за триумфальным возвращением на сцену оперы Стравинского вернулся и Рождественский: в сентябре 2012 года он стал музыкальным руководителем коллектива. Символично, что это произошло в год 100-летия со дня рождения Покровского и 40-летия основания театра, и первым событием в должности стало участие Рождественского в концерте на сцене Большого зала Московской консерватории, посвященном двойному юбилею.