Президент США Барак Обама завершил прощальное турне по Европе. В ноябре 2016 года американцы изберут нового хозяина Овального кабинета, который приступит к своим обязанностям 20 января 2017 года. Уже сейчас можно с уверенностью отметить, что действующий президент войдет в список наиболее противоречивых фигур американской истории. Никогда прежде Америка так сильно не изменяла мир, как за два срока президентства Обамы. Достаточно вспомнить Ливию, «арабскую весну,» запущенную в 2011 году, события в Сирии, Ираке, Йемене... Следует отметить и стремительное падение цен на нефть, государственный переворот и гражданскую войну на Украине, появление боевиков ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) на Ближнем Востоке и возрождение движения «Талибан» в Афганистане. Как следствие этого можно рассматривать цунами беженцев в Европу, серию терактов в Париже и Брюсселе и многое другое, что произошло за последние несколько лет в мировой политике.
Какие цели ставил Обама на эти восемь лет? Почему американская администрация сделала ставку на смену режимов, уничтожение арабских лидеров и государственности в целом ряде ближневосточных стран?
Спустя несколько лет, глядя на прошедшие события, можно делать первые выводы. Мировой кризис 2008 года ослабил Америку и вынудил ее в ответ на этот вызов перекраивать политическую и экономическую карты мира. В этой связи США активно начали играть на постсоветском пространстве, разжигая национализм в Киргизии, что привело к трагическим последствиям на юге страны. Финансирование и проведение государственного переворота на Украине привело к отрыву этого славянского государства от России.
Далее по американскому замыслу следовал удар по российско-еэсовским политическим и торгово-экономическим отношениям. США всегда опасались сближения Германии и России, а фактически — слияния германских высоких технологий с российскими природными ресурсами и человеческим потенциалом. Ведь американцы во избежание новой волны мирового кризиса готовились перекроить под себя зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Северной Атлантике. Проект создания трансконтинентальной интеграционной группировки в АТР был реализован в 2015 году в рамках 12 стран. При этом Россия и Китай по сути были вычеркнуты из Транстихоокеанского партнерства (ТТП). США, отменив таможенные пошлины на товары и услуги, открыли для американских предприятий и транснациональных корпораций новые рынки сбыта. Цена вопроса для администрации Обамы, в особенности в период кризиса, чрезвычайно велика: на долю ТТП приходится почти 40% мирового ВВП и более четверти оборота мировой торговли. Азия покорилась Обаме, если не считать твердую и непримиримую позицию Китая, который в 2010 году запустил зону свободной торговли Китай-АСЕАН, а Россия с партнерами продолжает развивать БРИКС.
С Евросоюзом у американского президента заладилась работа с самого начала срока. Однако время от времени происходили серьезные сбои, которые заставляли Обаму лично включаться в разрешение возникавших проблем. То АНБ США прослушивает телефоны первых лиц Германии, включая Меркель, то ЦРУ завербовало сотрудника германского БНД и «качало» через него секретную информацию. Масла в огонь регулярно подливали WikiLeaks и Эдвард Сноуден, что вызывало бурю негодования в политическом классе Германии.
Все это отражалось на отношении европейцев к Трансатлантическому партнерству. В последние три месяца по Европе прокатилась волна протестных демонстраций, которые зашкаливают по численности участников. Согласно последним опросам, лишь 17% немцев считают, что Трансатлантическое партнерство — это «хорошая идея». Поэтому в преддверии своего ухода Обама посетил Ганновер, чтобы в очередной раз убедить канцлера Меркель в необходимости подписания соглашения.
Обама не скрывает своих целей. Он намерен «сломать все нормативные барьеры, которые препятствуют американскому и европейскому бизнесу работать свободно». После дизельного скандала с группой Volkswagen, которую американское правосудие обязало выплатить штраф в размере $18 млрд, слова президента США звучат как угроза. Вашингтон фактически вытесняет с национальной территории европейский бизнес. Достаточно вспомнить историю с Deutsche Bank, который выплатил штраф в $258 млн за операции в обход антииранских санкций, или французский Paribas, оштрафованный более чем на $8 млрд. И это только несколько примеров...
В последние годы администрация Обамы пыталась объединить весь Запад под флагом американский исключительности и глобального превосходства США, поэтому в оставшиеся шесть месяцев он будет делать все возможное, чтобы склонить Евросоюз к подписанию соглашения о Трансатлантическом партнерстве по инвестициям и торговле. Обама предпримет максимум усилий для ужесточения и расширения санкций против России, будет наращивать военный потенциал в Южно-Китайском море, ведь Китай — это тоже угроза американским интересам!
В этой связи российской дипломатии следует продолжить работу по разрушению барьеров, выстроенных брюссельской бюрократией под давлением и с участием США. Совершенно очевидно, что французские парламентарии, проголосовав против антироссийских санкций, фактически спели «Марсельезу» политическому классу ЕС и дали мощный сигнал своим европейским коллегам к масштабированию подобных настроений. Это сигнал и российским парламентариям, призывающий к неустанной работе с западными депутатами в международных организациях. Можно предположить, что мы стоим на пороге новых политических событий в Европе, не подвластных США.
Автор — член комитета Совета Федерации по международным делам