08 апреля на радио МедиаМетрикс вышел новый выпуск авторской программы АКОН «УК: лицом к клиенту». На главный вопрос: «Коммерческая и жилая недвижимость – это два отдельных рынка или часть одного?» ответил руководитель компании «Маторин» Андрей Кузнецов. Гость студии и ведущие программы – вице-президент по внешним коммуникациям АКОН Елена Макашева и член правления Ассоциации Никита Чулочников обсудили вопросы тарифообразования и государственного регулирования на рынке обслуживания жилой и коммерческой недвижимости.
Компания «Маторин» работает на рынке управления недвижимостью 22 года, с 1994 года. Изначально компания занималась ремонтно-строительными работами и строила офисы для международных компаний (Bosh, Siemens, Olympus и др.). В 2004 году «Маторин» переориентировалась на рынок обслуживания и управления коммерческой недвижимостью, а в 2006 году вышла и в сегмент жилой недвижимости. Сегодня в портфеле компании превалирует жилая недвижимость - из 2 млн квадратных метров на жилой фонд приходится около 1,3 млн кв.м. В среднесрочных планах компании - расширение своего портфеля до 6 млн квадратных метров.
Исходя из более чем 10-ти летнего опыта работы на рынке обслуживания жилой недвижимости Андрей Кузнецов отметил, что жилищно-коммунальное
обслуживание (ЖКО) остаётся одной из самых непрозрачных сфер в российской экономике: «Рынок ЖКО достаточно зажат. Он лоббистский и коррупционный, а многие компании на рынке связаны с органами государственной власти. И это в корне не верно, так как управление жилой недвижимостью – это клиентоориентированный бизнес. Поэтому главной проблемой этого сектора можно назвать отсутствие налаженного взаимодействия с собственниками многоквартирных домов. Управляющая компания становится для собственников противоборствующей стороной, а на самом деле должна быть их адвокатом. Цели УК и собственников необходимо объединять – только так рынок сможет активно развиваться».
Не менее важный вопрос – госрегулирование рынка ЖКО: «Проведенное государством лицензирование управляющих компаний, увы, было сделано не в интересах рынка и присутствующих на нем частных компаний. Но как человек ответственный, я все равно смотрю на этот рынок с перспективой: он огромен и открыт для применения множества новаторских идей. Но главное то, что на нем не должно быть серьёзных потрясений – только поступательное развитие. Сегодня нельзя взять и просто так отпустить госрегулирование - процесс дерегулирования должен быть непрерывным», - подчеркнул Андрей Кузнецов.
Он также усомнился в объективности государственного рейтингования УК, отметив, что независимый рейтинг управляющих компаний, который составил АКОН, учитывает множество факторов в работе компаний на рынке ЖКО и может стать эффективным прикладным инструментом для собственников жилья при выборе управляющей организации.
В свою очередь, Елена Макашева отметила, что выбор компетентной УК и правильная эксплуатация дома может добавить к стоимости жилья от 10 до 15% стоимости, а это говорит прежде всего о том, что профессиональное обслуживание дома становится эффективным инвестиционным инструментом.
В ходе эфира ведущие и гость «УК: лицом к клиенту» также обсудили проблему тарифообразования на рынках управления жилой и коммерческой недвижимости. «На рынке ЖКО сейчас рекомендованные тарифы выпускает государство. Они экстремально занижены и на них люди ориентируются. Эти тарифы (на содержание и ремонт – ред.) искусственно сдерживаются в угоду роста тарифов на ресурсы», - подчеркнул Андрей Кузнецов. – «Тарифы на содержание и ремонт жилфонда за последние 12 лет увеличились на 100%, тогда как инфляция превысила 300%. В то же время, тарифы на ресурсообеспечение возросли на 1000-1500%. Это говорит прежде всего о том, что тарифы на содержание и ремонт должен формировать рынок: тариф нужно устанавливать путем балансирования потребности собственников с их экономическими
возможностями. Вот в коммерческой недвижимости таких проблем с формированием тарифов нет: у собственника конкретные экономические
интересы, ему интересен не тариф, а стоимость содержания, поэтому управление и содержание жилой и нежилой недвижимости часто несравнимые вещи», - подчеркнул Андрей Кузнецов. - «У коммерческой и жилой недвижимости разная рентабельность бизнеса: в коммерческой недвижимости она составляет 10-15%, а в жилой - 3-5%. И если в коммерческой недвижимости это деятельность приносит основной заработок, то в жилой управление является лишь поддерживающей услугой, создающей торговую площадку для продажи дополнительных сервисов. Поэтому и мало желающих работать в этой сфере, нет желания у предпринимателей зарабатывать именно таким образом. Считаю, что будущее в обслуживании жилой недвижимости - сопутствующие бытовые услуги».
Отвечая на вопрос гостя предыдущего выпуска «УК: лицом к клиенту» о видении рынка ЖКО через 10 лет, руководитель компании «Маторин» назвал три ключевых маркера его будущего состояния: рынок будет высоконкурентным и прозрачным, рынок будет частным, а присутствие темы ЖКО в повестке СМИ будет сведено к минимуму.