В декабре 2009 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка бытовой техники в России.
Основными факторами роста оборота рынка бытовой техники в РФ в последние годы являлись увеличение благосостояния населения и благоприятная макроэкономическая ситуация. Однако мировой финансовый кризис, ускорение темпов инфляции на потребительском рынке и замедление темпов роста денежных доходов населения привели к снижению оборота рынка бытовой техники уже во второй половине 2008 года. Впрочем, несмотря на спад, российский рынок бытовой техники продолжает считаться самым перспективным и быстрорастущим в Европе.
Объём рынка бытовой техники составляет около 60% от общего объёма рынка бытовой техники и электроники.
По расчетам DISCOVERY Research Group объем рынка бытовой техники в России в 2008 году составил $10,8 млрд. (рост – 10% по сравнению с 2007 годом), а в 2009 г. рынок упадёт на 20% до $8,7 млрд. Далее рынок начнёт восстанавливаться и в 2010 году рост составит 15%. В 2011-2012 гг. темпы роста составят 12% и 10% соответственно.
Крупнейшие продавцы бытовой техники строили планы на 2009 год, исходя из прогноза падения рынка на 10-30%.
В исследовании приводятся сведения по объемам производства различных видов бытовой техники (холодильники, стиральные машины, газовые и электрические плиты и др.) на территории России. Например, согласно расчетам DISCOVERY Research Group, основывающимся на данных ФСГС РФ, в период с 2000 по 2008 гг. производство всех видов стиральных машин в России выросло в 3,4 раза – с 803,7 тыс. штук до 2663,6 тыс. штук. Среднегодовой темп прироста за семь лет составил 12% в год. Однако уже в 2008 г. начался спад и производство снизилось на 1,6% до 2663 шт. Особенно сильно производство упало в декабре 2008 года.
По данным РАТЭК, в 2008-м бытовая техника подорожала только на 8%. Цены на электронику и бытовую технику в российских магазинах будут неуклонно расти на протяжении всего 2009 года, несмотря на то, что ритейлеры прилагают значительные усилия по сокращению издержек и оптимизации расходов. При этом некоторые популярные бренды вообще уйдут с российского рынка. В 2009-м цены повысились на 15-20% на фоне снижения потребительской активности.
В исследовании приводится информация о крупнейших российских ритейлерах на рынке БТЭ. Положение компаний в рейтинге лидеров продаж в 2009г. изменилось под влиянием кризиса, также отмечается тенденция сокращения количества торговых точек (особенно сокращается представленность федеральных сетей в регионах), что дает возможность для развития региональным компаниям.