10.02.2016 10:58
Новости.
Просмотров всего: 2374; сегодня: 1.

Подбор персонала. Компетенции

Понятие компетенции имеет непростую семантику. В зависимости от поля применения этого термина прибегают к той или иной грани его значения. Когда речь идет об оценке персонала, и HR выступает как научная, критическая дисциплина, компетенция – это зафиксированное в источнике (документе) умение и его стандартизированные границы. Если же речь идет о повседневности, неформальных сферах, то под компетенцией понимают сам навык, некое умение, способность, производную образования опыта, наработки. Термин впервые использован Р.В. Вайтом в 1959 году, считавшем, что competence – это концепция мотивации деятельности.

Компетенция под разными углами рассматривается наукой, поэтому кто-то считает ее набором теоретических и практических знаний, кто-то – когнитивных способностей. Можно встретить мнение, что она – это сумма поведенческих и ценностных ориентаций, призванных совершенствовать деятельность. В наиболее простом выражении – это способность личность выполнять работу верно.

Компетенции, разумеется, многообразны. Они поддаются классифицированию, например, по типам, в зависимости от привлекаемых ресурсов, объекта и предмета:

1. организационные: миссия, ценности, культура, профессиональное поле, в котором разворачивается деятельность организации;

2. глубинные (принципиальные) компетенции: характерные особенности, четко разделяющие компанию и ее конкурентов;

3. поведенческие компетенции поддаются измерению и определению с большим трудом, нежели иные. Поэтому они требуют формирования поведенческих контекстов, чтобы точнее определять уровень и то, насколько их конкретный набор пригоден для профессиональной среды

4. функциональные: исключительно специфичны в привязке к конкретной работе. Они должны предпосылать высокое качество исполнения уникальной задачи. Например, функциональной является компетенция «содержания база данных»;

5. управленческие – свойства, атрибуты и умения, отражающие управленческий потенциал личности. Лидерские качества обладают характерной степенью родства с ними, но их нельзя путать, так как последние больше поддаются профессиональной корректировке, тренировке. Эта категория содержит поведенческие шаблоны, необходимые для оптимального управления.

Абстрагируясь от классификации, перечислим некоторые конкретные виды компетенций. Инициативность и творческий подход, то есть владение навыками формирования плана и осуществления деятельности в отсутствие детально расписанной инструкции. Здесь же и готовность отвечать на вызовы в будущем, подготовка к ним заранее, прием на себя дополнительной ответственности, разработка новых решений для старых проблем, оценка пользы техники и технологии для новых решений. Здравомыслящее судейство (judgment) – генерация здравых решений, основанных на интеллекте больше, чем на эмоциях, высокопрофессиональный анализ проблем, постоянное использование логики в процессе поиска. Кооперация с коллегами – свойство личности гармонизировать коллективные связи для гарантированно высокого результата. Ориентация на качество – это исполнение обязанностей внимательно, скрупулезно, аккуратно. Выполнение поручения с первого раза, либо скорейшая корректировка недостатков в случае их появления. Самоконтроль: коррелирует с тайм-менеджментом. Под ним понимается управление временем так, чтобы совместить исполнение задачи строго с отведенными рамками, а также верность взятым обещаниям и обязательствам. Соблюдение правил безопасности, что особенно важно при работе с реактивами, химикатами, оружием. Касается, преимущественно, научной сферы, производства, допустим, нефтепереработки или химической индустрии, или военной службы. Подразумевает безукоризненно следование инструкциям, вроде двойной проверки плотности закрытия емкостей, герметичности, выключения электроприборов или специального оборудования. Знание материальной и теоретической частей формируется на основании отраслевого образования и системы повышения квалификации. В случае с секретарем – это знание типов бланков, сроков документооборота, стандартов делового этикета, от инженера-нефтяника же потребуют знание химии нефти, номенклатуры ее компонентов, оборудования добычи, временных стандартов и принципов извлечения.

Компетенции, необходимые для занимающего конкретный пост, определяются посредством анализа выполнения задач или, например, метода критических случаев. Метод критических случаев работает за счет сбора сотен шаблонов верных и неверных профессиональных шагов, записанных из трудовой практики. Составлению моделей компетенций сопутствуют большие финансовые и временные траты. Именно поэтому компании часто прибегают к аутсорсингу, покупая доступ к библиотекам шаблонов или же нанимая HR-консультантов.

Таким образом, компетенция – сложное и многозначное понятие, занимающее одно из центральных мест в теории HR. Полноценная кадровая политика компании всегда должна иметь базис из ключевых поведенческих моделей и навыков, которыми должны располагать ее сотрудники. Благодаря четко выверенной сетке компетенций, упрощается управление, и система приобретает большую управляемость и предсказуемость. Кроме того, работа с моделями компетенций и их корректировка – одно из направлений консультационных услуг.


Ньюсмейкер: Кадровый центр Триумф — 15 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
26.11.2024 23:40 Мероприятия
Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
В Москве на Большой Якиманке, 26  ярко и феерично прошел 24-й МКММ - показ новых брендов России. Проект МКММ (Международное московское комьюнити молодых модельеров) – это социальный проект в сфере моды, который ежегодно проходит в Москве более двенадцати лет.  МКММ – это некоммерческое...
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
26.11.2024 18:04 Мероприятия
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
14 ноября прошла совместная встреча членов Клуба «Экоздрав» Центра развития здравоохранения Школы управления Сколково и Клуба Сeo Remap, а также партнеров Addwise Executive Search «Благополучие сотрудников. Как создать культуру заботы». В дискуссии принял участие генеральный директор сети клиник...
Мифология Древней Руси
26.11.2024 12:54 Аналитика
Мифология Древней Руси
Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений...
26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26.11.2024 09:03 Новости
26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26 ноября 1812 года началась битва, которая вошла в мировую историю как сражение на реке Березине. Русская армия, пытаясь отрезать французам пути отхода, преследовала отступающее войска. Главное сражение произошло вблизи города Борисов, ныне это территория Белоруссии. Это битва не только вошла в...
Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...