По данным аналитики компании Юрколлегия, эксперта по взысканию долгов юридических лиц, в 2015 году качество долгов существенно ухудшилось, а заказчики стали существенно экономить на процедуре взыскания. Следствием этого стало рекордное снижение цен на услуги коллекторов – до 3-5%, а также подключение агентств к работе только на стадии исполнительного производства – 78% из всех реализованных проектов.
«В последнее время наметилась тенденция: клиенты предпочитают не платить фиксированную сумму комиссии за представительство интересов в суде, обращаясь в арбитраж самостоятельно (при помощи штатных юристов). Коллектору же передают в разработку резолюцию по итогам разбирательства, – поясняет Елена Герасимова, генеральный директор компании Юрколлегия. – Такую тактику можно признать оправданной, так как комиссия агентства в этом случае ниже, чем при судебном взыскании. Преимущество коллекторской компании на стадии взыскания по исполнительному листу, как правило, в том, что она знает расчетные счета должника и может оперативно произвести взыскание. Именно за оперативность взыскания клиенты и готовы платить %».
Кроме того, стоит отметить, что в 2015 г. доля неперспективных долгов организаций выросла на 41%. Так, по данным Юрколлегии, значительно ухудшилось качество долгов – почти вдвое по сравнению с 2014 г. увеличилось количество должников-банкротов, организаций, которые более не ведут деятельность, и мошенников. Большое количество обращений поступало по взысканию по «дебиторке» с периодом просрочки более 1-2 лет, где уже был проведен суд и безуспешная работа ФССП. Данная тенденция наблюдалась с октября 2014 года, достигла пика в феврале, затем на несколько месяцев наступило «затишье», а к осени снова возросло.
По оценке экспертов, колебания соотносятся с общей динамикой макроэкономической ситуации. Так, на фоне отзыва лицензий у более 90 кредитно-финансовых организаций, в компанию поступило значительное количество заявок на взимание долгов именно в банковском секторе. Кроме того, в I квартале уходящего года были созданы многие компании-«однодневки», активно использующие мошеннические схемы.
Несмотря на неблагоприятные факторы, в 2015 году доля успешных взысканий Юрколлегии увеличилась: компании удалось вернуть более 73% долгов, что выше показателей 2014 года на 12%. «Положительная динамика во многом обусловлена сокращением периода просрочки. В период экономических сложностей, многие кредиторы понимают, что затягивать решение вопроса возврата долга нецелесообразно и обращаются за взысканием на более ранних этапах, – поясняет Елена Герасимова. - Кроме того, важным фактором, способствующим увеличению процента реализованных дел, на наш взгляд, стал тщательный анализ перспективы взыскания долга ещё на этапе обращения клиента в компанию. При этом мы отмечаем в 2015 году общее увеличение количества дел, переданных в работу, более чем на 53 %».
Цены же, по данным Юрколлегии, в 2015 г. достаточно резко упали. Если раньше средняя по рынку комиссия составляла 15-20%, то теперь конкуренция, достигшая максимума, вынуждает компании сокращать размер вознаграждения до 3-5%, а по отдельным делам даже до 1%. Это, в первую очередь, относится к взысканиям по исполнительному листу. Фиксированный платеж за представительство интересов клиента в арбитражном суде не претерпел изменений и остался на уровне 50 - 100 тыс. рублей.
Кроме того, специалисты отмечают значительное снижение среднего размера взысканий. По данным Юрколлегии, в прошлом году суммы менее 1 млн. рублей составляли 18,4%, а в текущем их доля выросла до 35,6%. Наблюдалось увеличение числа заявок с размером невыполненных обязательств до 500 тыс. рублей, в основном в торговой сфере. В 2015 г. до 11,9% (с 20,3%) сократилось количество долгов в диапазоне от 5 до 10 млн. рублей, свыше 10 млн. рублей до 7,5% вместо 13,5%. Примерно на том же уровне остался процент задолженностей от 1 млн. до 5 млн. рублей - 47,5% в 2014 г., а в 2015 году – 44,7%.
Учитывая текущую экономическую ситуацию, Юрколлегия в 2015 г. внедрила такой метод работы, как переговоры в процессе судебного взыскания долга. «Эту технологию вполне можно назвать антикризисной, - отмечает Елена Герасимова. - Если раньше клиентам было выгодно передать в коллекторскую компанию задолженность «под ключ» (претензионная работа, судебная работа и принудительное взыскание), то в 2015 года наметилась тенденция, когда клиенты сами обращаются в суд, а агентству передают полномочия на ведение с должником переговоров в процессе судебного разбирательства с целью мирного урегулирования спора. Такие обращения ранее можно было назвать разовыми, однако в 2015 году количество подобных проектов существенно выросло. Кроме того, клиентам не выгодно платить компании фиксированные платежи за представительство в суде, но они готовы заплатить % за результат. А, как известно, навыки переговоров специалистов коллекторских компаний, обычно, существенно выше, чем навыки штатного юриста компании».