Специалисты Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – подготовили портрет покупателя на первичном рынке Москвы в «старых» границах в массовом сегменте (эконом- и комфорт-класс). По итогам 2015 года среднестатистический покупатель доступного жилья в столице выглядел следующим образом: тридцатичетырёхлетний москвич, который приобретает с привлечением заемных средств однокомнатную квартиру с целью дальнейшего проживания в ней, состоит в браке и имеет детей. По сравнению с 2014 годом выросло с 57% до 70% число покупателей с детьми, доля ипотечных сделок увеличилась с 37% до 42%, при этом доля инвесторов сократилась с 15% до 12%, что свидетельствует о тенденции доминирования на рынке естественного спроса.
По итогам 2015 года средний возраст покупателя на первичном рынке Москвы в доступном сегменте составил 34 года, при этом наибольшая доля пришлась на людей в возрасте от 31 до 35 лет – 22%, немного меньше было покупателей в возрасте от 26 до 30 лет – 20%. Менее всего среди приобретающих столичное жилье были представлены люди в возрасте от 18 до 25 лет – 6%. В целом, основная часть покупателей находилась в возрасте от 26 до 40 лет – 57%. По сравнению с 2014 годом существенных изменений при распределении спроса по возрасту покупателей не произошло.
При распределении реализованного спроса в массовом сегменте по месту прописки покупателей наибольшая доля приобретающих недвижимость в массовом сегменте принадлежала москвичам – 51%, на втором месте были жители других регионов России – 26%, на третьем – жители Московской области – 23%. Если учитывать, что часть покупателей из Подмосковья и других регионов России постоянно проживает в Москве, но не имеет московской прописки, доля покупателей, проживающих в столице, составляет порядка 80%. По сравнению с 2014 годом существенных изменений при распределении спроса по месту прописки покупателей не произошло.
При распределении по полу 42% покупателей – это женщины и 58% – мужчины. Мужчин-покупателей было больше, но следует учитывать, что в семейных парах решение о приобретении недвижимости, как правило, принимается супругами совместно. По сравнению с 2014 годом существенных изменений при распределении спроса по полу покупателей не произошло.
Основная часть покупателей в массовом сегменте – это люди, состоящие в браке (учитывался и гражданский брак), – 78%. При этом 70% покупателей имеет детей в возрасте до 18 лет. По сравнению с 2014 годом с 57% до 70% выросло число покупателей с детьми.
В качестве цели приобретения нового жилья чаще всего покупатели указывали собственное проживание и улучшение жилищных условий – около 64%, еще 19% людей покупали квартиры для своих детей. С целью инвестирования или сохранения денежных средств московские новостройки массового сегмента рассматривали еще 12% покупателей, тогда как в 2014 году доля инвесторов достигала 15%.
Наибольшим спросом в массовом сегменте в 2015 году по-прежнему пользовались однокомнатные квартиры – 52%, несколько меньше пришлось на двухкомнатные – 38%. Средняя площадь приобретаемой в массовом сегменте квартиры составила порядка 60 кв. м, а в 2014 году этот показатель был на уровне 64 тыс. кв. м, что отражает тенденцию по оптимизации площадей.
Большая часть объектов в массовом сегменте в Москве приобреталась без использования ипотечного кредитования – 58% общей доли. По сравнению с 2014 годом доля ипотечных сделок выросла с 37% до 42%. При этом многие покупатели, которые не прибегали к ипотечному кредитованию, пользовались денежными средствами от продажи другой квартиры.
«Сокращение платёжеспособности населения, а также замедление темпов роста рынка напрямую отразились на портрете покупателя в массовом сегменте – сократилась доля инвесторов, и преобладал естественный спрос, в том числе и поэтому, увеличилась доля ипотечных сделок и покупателей с детьми», – Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.