Безусловно, ассортимент скупаемых товаров зависит от уровня воздействия кризиса на тот или иной слой населения. Здесь играет роль происхождение кризиса, его глубина и благосостояние каждого слоя общества в конкретный период протекания кризиса.
И все же…
Как утверждают эксперты, исторически складывается так, что инстинкт выживания, который выработался у населения, диктует не только жесткую экономию домашнего бюджета, путем замены продуктов на более низкое качество, но и способствует скрупулезному отбору мест покупки и способу покупки. Но обо всем по порядку.
Товары
Как правило, в первую очередь заметно растет сегмент товаров для огородников и это понятно, так как реальный способ обеспечить себя видится только в том, что конкретно зависит от себя самого. В данном случае действительно начинает работать пословица: «что посеешь, то и пожнешь!»
Объяснимо о то, что люди уходят в сегмент потребления развлекательных услуг, например, таких как кино. Наравне с этим люди обращаются за поиском способов быстрого обогащения, поглощая информацию со специальных источников.
Некоторая часть, наверняка с более высоким интеллектуальным развитием и с большим житейским опытом идет за приобретением новой профессии или, на крайний случай, к дополнительному образованию.
Далее по списку идет повышенное приобретение презервативов. Это можно объяснить тем, что граждане начинают уделять высвободившееся время своим вторым половинкам.
Затем идет повышенный спрос на платные и условно бесплатные сервисы по размещению резюме.
И, как это не странно, в начале кризиса поднимаются продажи бытовой техники типа кофеварки, что объясняется невозможностью людей посещать любимые кафе и рестораны.
Места и способы
Технологии 21 века сами определяют места пребывания людей. Усиливается это тем, что теперь уже не все могут позволить себе «туры» по магазинам… То есть весь выше перечисленный список товаров и услуг люди ищут больше в онлайн. Именно тут они качают фильмы. Именно тут они пользуются индустрией развлечений и испытывают судьбу в онлайн-казино. Именно тут они находят новых знакомых и именно тут заводят новые знакомства.
В период кризисов традиционно можно отметить всплеск сервисов совместных закупок, типа sovdelo.ru.Такого рода сервисы позволяют потреблять те же услуги и приобретать привычные товары по значительно низким ценам.
Нужно отметить, что кризисы вывели на качественно новый уровень сегмент совместных покупок, который теперь, на примере электронной площадки «Складчина» позволяет и юридическим лицам производить коллективные закупки для нужд компании или осуществлять закупки товаров на подобных площадках.
Если ранее, еще во времена кризиса 2008, это были «ручные» сервисы типа форумов и групп в социальных сетях, то сегодня это полноценные электронные площадки с автоматизированными процессами сбора заявок, оповещения, приобретения и доставки. Сегодняшний даже неглубокий анализ в РУ-нете позволяет констатировать, что первым сервисом такого рода в 2015 году стал торговый редукцион «Складчина».