Все чаще можно услышать, что для того чтобы добиться успеха в бизнесе не нужно быть высокообразованным человеком. И действительно, история знает огромное количество примеров, когда люди становились основателями бизнес-империй, не окончив университета. В число этих бизнесменов входят такие харизматичные руководители как Стив Джобс и Олег Тинькоф, являющиеся примерами для многих молодых людей, желающих не просто построить хорошую карьеру, а основать собственное дело. Так давайте разберемся, насколько образование важно для построения бизнеса, и какое оно должно быть.
1. Приведенные выше примеры успешных бизнесменов абсолютно не доказывают, что имеется прямая взаимосвязь между отсутствием образования и построением эффективного бизнеса. В списке Forbes немало хорошо образованных миллиардеров, например, Алишер Усманов, который закончил один из самых престижных вузов Советского Союза, а в 2012 году стал самым богатым человеком в России. Многие его партнеры отмечаю, что именно благодаря своим знаниям Алишеру Усманову удается достигать таких результатов.
2. Образование влияет на кругозор и расширяет границы нашего познания. Безусловно, знания истории, философии, антропологии не помогут вам открыть собственный завод или банк, однако они способны сделать из вас интересного человека, что может помочь при управлении персоналом и налаживании контакта с нужными людьми.
3. В эпоху развития Интернета знания каких-то конкретных дат, событий, формул теряют свою актуальность. Гораздо важнее уметь все это анализировать и выявлять данные, которые полезны для вашей деятельности. В идеале, в университете студенты должны «научиться учиться». Умение находить нужные сведения среди огромного количества доступной информации – важный навык, который, безусловно, будет полезен в бизнесе.
4. Бизнесмен должен понимать общую ситуацию в мире и уметь чувствовать тренды. Но для того чтобы быть способным спрогнозировать дальнейшую ситуацию, нужно знать историю ее возникновения и развития. Образование предполагает под собой изучение веками накопленного опыта. Без сомнений, иногда эти знания устаревают, но есть концепции, которые актуальны на протяжении уже многих тысячелетий. Так зачем же отказываться от них и снова «изобретать велосипед».
5. Многие забывают про существование специализированного бизнес-образования, которое и было создано, чтобы повышать уровень квалификации владельцев компаний и топ-менеджеров. Сюда входят как различные курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы, так и полноценное MBA, получение которого можно сравнить с получением еще одного университетского образования. Такое образование способно дать весь спектр знаний, необходимых предпринимателю, начиная от базовых микроэкономики и финансов, заканчивая мотивацией персонала и управлением проектами. Кроме того учеба в бизнес-школе считается лучшим способом для нэтворкинга, так как вы можете познакомиться с такими же амбициозными как и вы предпринимателями и пообщаться с успешными преподавателями-практиками.
Время идет вперед и то, что работало раньше, сейчас уже не актуально, и для того чтобы понимать существующие потребности общества (своих клиентов), нужно обладать определенным уровнем квалификации.