2 декабря 2015 года в Москве прошла Третья Международная конференция «Практическое саморегулирование». Мероприятие проходило под эгидой Совета ТПП РФ по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности, генеральным партнером конференции выступил Общественный совет по саморегулированию. В число партнеров также вошла СРО НП “ЭнергоСтройАльянс”.
В работе мероприятия приняли непосредственное участие свыше 300 представителей профессиональных и предпринимательских сообществ, а также Минэкономразвития РФ, Министерства труда РФ, Росреестра и Ростехнадзора. С учетом количества подключившихся к онлайн-трансляции общее число участников конференции превысило 2000 пользователей из разных городов России.
Лейтмотивом конференции стало формирование консолидированной позиции профессионального и предпринимательского сообщества по стратегическим вопросам развития саморегулирования и законодательному совершенствованию его механизмов.
Экспертная дискуссия разворачивалась на пленарном заседании и пяти тематических секциях, где обсуждались наиболее проблемные вопросы саморегулирования, обсуждались лучшие отраслевые практики по созданию условий для добросовестных участников рынка во всех сферах саморегулирования и высказывались рекомендации по улучшению деятельности структурных элементов СРО и их национальных объединений.
Секции конференции, предшествовавшие итоговому пленарному заседанию, были посвящены наиболее актуальным вопросам саморегулирования, таким как «Концепция и стратегия развития саморегулирования в России», «Необходимость создания сервисов и преимуществ для членов некоммерческих организаций», «Стандарты и правила профессиональной и предпринимательской деятельности в отраслях саморегулирования», «Роль третейских судов в системе саморегулирования», «Информационная открытость саморегулируемых организаций».
В рамках секции «Роль третейских судов в системе саморегулирования» прошли оживленные дискуссии по вопросам формирования и регистрации третейских судов. Обсуждались квалификационные требования к третейским судьям. Участники секции рассмотрели планируемые изменения в законодательстве о третейских судах. В частности, принятые Государственной думой 1 декабря 2015 года во втором чтении законопроекты, которые изменяют регулирование третейских судов: “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”.
Открывая пленарное заседание конференции, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин заострил внимание на основных проблемах института саморегулирования. У российского саморегулирования короткая и непростая история, отметил Сергей Катырин. Накопилось немало проблем, требующих решения; можно сказать, что российское саморегулирование находится на переломном этапе. Но главное, что, несмотря на все сложности роста, этот важнейший рыночный институт уже существует, подчеркнул глава ТПП. Необходимо отказаться от бессистемного локального нормотворчества в отраслях, перешедших на саморегулирование. Нужно разработать и принять единую общегосударственную базовую модель, закрепить ее законодательно и распространить на все сферы и отрасли деятельности, в которых осуществляется переход на самоуправление. Надо прийти к единому пониманию идеи саморегулирования, подвел итог Сергей Катырин.
Дискуссии, развернувшиеся на конференции, во многом были связаны с происходящими законотворческими процессами. Коротко о них на пленарном заседании рассказал министр Правительства Российской Федерации Михаил Абызов. Он напомнил, что конференция проходит в период, когда Правительство РФ занимается подготовкой двух масштабных реформ. Первая - реформа деятельности контрольно-надзорных органов, которая найдет отражение в проекте федерального закона “О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации”. Вторая реформа - реализация согласованной концепции по совершенствованию механизмов саморегулирования и принятие поправок в ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях». По мнению министра, обе реформы необходимо максимально синхронизировать.
Михаил Абызов отметил, что, несмотря на претензии к институту саморегулирования, нельзя сказать, что это неудачная альтернатива государственному контролю и надзору в различных сферах экономики. Министр подчеркнул, что уровень контрольно-надзорной функции государства чрезмерен и нуждается в радикальном улучшении. Он напомнил, насколько важно выстроить эффективную сбалансированную систему, при которой было бы невозможно дублирование государством тех функций, которые выполняют СРО. При этом для самих СРО должны быть разработаны критерии эффективности, чтобы иметь возможность объективно определять качество их развития, заключил министр.
Директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Алексей Херсонцев, поддержав позицию президента ТПП, обозначил в качестве основной проблемы саморегулирования избыточную отраслевую специфику. Он видит главную задачу сегодняшнего дня в формулировании законодательных поправок, ликвидирующих отличия отраслевого законодательства от базового закона.
Говорилось также и о неэффективности механизмов имущественной ответственности членов СРО, которая проявляется в практическом отсутствии выплат из компенсационных фондов и страховых выплат.
Подводя итоги пленарного заседания, сопредседатель Совета ТПП России по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Константин Апрелев выделил ведущую роль Торгово-промышленной палаты РФ, ставшей главной экспертной площадкой страны, разрабатывающей и обсуждающей стратегические векторы развития саморегулирования, анализирующей практические вопросы и предлагающей конкретные решения на базе диалога профессиональных сообществ и государства.
По итогам конференции была подготовлена резолюция, где участники подчеркнули необходимость реформы законодательства о саморегулировании, указав на опасность любого нормотворчества, основанного на не согласованной с бизнес-сообществом стратегии. Так, в резолюции отмечается, что ряд поправок, предлагаемых Минэкономразвития России в закон № 315-ФЗ, требует серьезной переработки.
Участники конференции сошлись во мнении, что проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не решает поставленных в поручениях Президента РФ и Правительства РФ задач: неточно определяет цели создания саморегулируемых организаций; усиливает двойственность контроля как со стороны саморегулируемых организаций, так и со стороны государственных органов;
устанавливает неэффективные на данном этапе развития саморегулирования, финансовой инфраструктуры и судебной системы, механизмы имущественной ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов;
не определяет инструменты и способы внесудебного урегулирования споров между потребителями и саморегулируемыми организациями и их членами.
Как подчеркивается в резолюции, это может привести к стагнации предпринимательской активности, уничтожит мотивацию к добросовестности и ответственности. Также отмечается, что «разработанный Министерством экономического развития законопроект о внесении изменений в базовый 315-ФЗ в ряде ключевых положений противоречит Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, одобренной 29 января 2015 года на заседании Правительства РФ».
Участники конференции одобрили решение о подготовке обращения на имя Президента РФ о недопустимости ситуации, складывающейся в сфере саморегулирования, которая создает угрозу для малого и среднего бизнеса. В Правительство РФ решено направить предложение об утверждении одобренной 29 января 2015 года Концепции совершенствования механизмов саморегулирования с учетом предложений профессионального сообщества. Кроме того, запланировано обращение в Правительство РФ с предложением ввести мораторий на внесение поправок в федеральные законы, регулирующие сферы профессиональной и предпринимательской деятельности, до утверждения данной Концепции и приведения в соответствие с ней базового федерального закона о саморегулировании №315-ФЗ.
В заключительной части мероприятия состоялось подведение итогов ежегодного традиционного конкурса «Практическое саморегулирование» и церемония награждения победителей в шести номинациях: «Лучший журналист, освещавший вопросы саморегулирования и профессионального регулирования», «Лучшее СМИ, освещавшее вопросы саморегулирования и профессионального регулирования», «Лучший сайт саморегулируемого объединения», «Лучшая PR-служба саморегулируемого и национального объединения», «Лучшая SMM-стратегия в сфере саморегулирования», «Лучшая система оценки эффективности СРО».
Как отметил генеральный директор СРО НП “ЭнергоСтройАльянс”, модератор секции «Роль третейских судов в системе саморегулирования» Дмитрий Мурзинцев: “Конференция “Практическое саморегулирование” закрепила свой статус ведущей площадки для обсуждения ключевых вопросов в области развития национальной системы саморегулирования. В этом году ключевым вопросом повестки дня стали стратегические подходы к формированию данной системы. У профессионального сообщества накопилось множество вопросов к законодательным инициативам государства. Все вопросы были озвучены на конференции и изложены в итоговой резолюции конференции. Представители профессионального сообщества поддержали заявленные предложения и теперь ожидают ответной реакции Правительства и законодателей. Мы также надеемся, что государственная законодательная стратегия будет приведена в соответствие с подготовленной Концепцией развития саморегулирования”.