Об этом заявил Департамент управления недвижимостью компании Colliers International. Хотя 2015 год можно с уверенностью назвать «годом оптимизации», когда все – и арендаторы и арендодатели начали экономить. Кроме того, мелкие собственники старались сэкономить и на эксплуатации; некоторые владельцы объектов стремились отказаться от управления эксплуатацией на аутсорсинге, в результате чего значительно пострадал сегмент малых и средних управляющих компаний, чей пул услуг не включал в себя управление арендными отношениями и маркетинговой деятельностью объектов.
Что касается крупных торговых объектов и сетевых девелоперов, 2015 год продемонстрировал, что на фоне «заморозки» ввода новых объектов и минимальной заполняемости вводимых, становится очевидно, что отказ от услуг управляющей компании – это прямой путь к уменьшению собственной доходности. «Еще пять-шесть лет назад не все собственники понимали, зачем им вообще нужна управляющая компания, - говорит Маргарита Аристархова, руководитель направления коммерческого управления Департамента управления недвижимостью Colliers International, - но нынешняя ситуация показала, что профессиональная УК на объекте значительно снижает риски, связанные с кризисной экономической ситуацией, позволяя не только стабилизировать доход девелопера, но и создавать все условия для его роста, несмотря на постоянную изменчивость рынка. Большинство собственников, так или иначе, приходят к решению начать переговоры с управляющей компанией, и этот тренд будет нарастать, что подтверждается передачей во внешнее управление в 2014-15 годах объектов, чьи собственники до того всегда управляли ими самостоятельно».
Однако, по словам Маргариты Аристарховой, пока эта тенденция более всего заметна в Москве и Санкт-Петербурге; в регионах же четко присутствуют два подхода к управлению торговыми комплексами. Крупный девелопер, проводящий целенаправленную экспансию в регион, либо возводящий объект с инвестиционными целями, чаще всего будет искать профессиональную управляющую компанию, поскольку его цель – быстрое развитие объекта и достижение определённых показателей. Но существует и другая группа - местные девелоперы, которые строят и управляют сами.
Так, по данным Департамента управления коммерческой недвижимостью Colliers International, в 2015 году общее количество площадей ТРЦ, находящихся во внешнем управлении, в среднем по стране увеличилось на 23% по сравнению с 2014 годом.
«Тенденция «построить для себя, управлять самим, а потом передать детям» родилась в «тучные годы», - подчеркивает Маргарита Аристархова, - но сейчас риски самостоятельного управления увеличились многократно. Более всего это, конечно, касается взаимоотношений с арендаторами, но и помимо этого, существует целый блок проблем, начиная с эксплуатации торгового центра и заканчивая контролем над общим сервисом объекта, что в конечном счете сильно влияет на приток потребителей и, как следствие, на доходность».
Основной тренд, с которым крупные управляющие компании прожили этот год, и который, вероятнее всего, продолжится и в 2016-м году, по мнению экспертов Департамента управления недвижимостью Colliers International, это постепенный переход от «рынка девелопера» не к «рынку арендатора», о котором много говорилось в последнее время, а к «рынку конечного потребителя», при котором ключевую роль будет играть то, насколько девелопер и арендатор смогут объединить усилия в борьбе за кошелёк каждого потенциального покупателя.
2015 год показал, что в условиях снижения покупательской способности, уменьшения перечня «необязательных» трат и покупок, перед собственником и арендатором стоит совместная задача. В этой ситуации переориентирование на конечного потребителя – это, по мнению экспертов Департамента управления недвижимостью Colliers International, основа успешного девелоперского бизнеса на ближайшие годы. Профессиональная управляющая компания, как правило, обладает более глубоким пониманием не только нужд девелопера и арендатора, но и рыночных тенденций. И она является необходимым связующим звеном, позволяющим выстроить политику управления объектом таким образом, чтобы сервис, оказываемый конечному потребителю, всегда являлся уникальным торговым предложением и аргументом для выбора в пользу управляемого ТРК.