Резкий рост курсов валют заставил российские компании искать альтернативу подорожавшей импортной технике. Программа госсубсидий от Минпромторга в этих условиях оказалась эффективным инструментом, стимулирующим импортозамещение для тех, кто предпочитает оформлять технику в лизинг. И если сейчас государство компенсирует часть уплаченных процентов за предмет лизинга, собранный на территории РФ, то в будущем участники рынка ждут, что госпрограмма будет расширена и охватит субсидирование первоначального взноса. Это, в свою очередь, должно стимулировать развитие отечественной промышленности и импортозамещение.
Основная цель импортозамещения, о котором говорят с момента введения санкций,— не только восстановить российскую промышленность, но и переориентировать ее с сырьевой экономики на индустриальную. В этом плане лизинг, позволяющий компаниям приобретать необходимый парк техники, можно считать важным инструментом развития импортозамещения. По словам Александра Лысенко, начальника отдела маркетинга ООО "Сибирская лизинговая компания", лизинг является мощнейшим рычагом управления в руках правительства РФ, так как субсидирование лизинговых сделок по приобретению отечественной техники стимулирует лизингополучателя ориентироваться на отечественный продукт.
Среди отраслей, которым государство в этом году уделяет особое внимание — авиация: в 2015 году правительство направило значительные средства на лизинг самолетов Sukhoi Superjet. Принятая программа субсидирования авиализинга действовала с 2009 года. Она предусматривала возмещение из госбюджета лизинговыми компаниями части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках и Внешэкономбанке. Программа позволяла авиакомпаниям и лизингодателям экономить около 20% от месячного лизингового платежа.
Однако она распространялась только на финансовый лизинг (долгосрочные контракты, по истечении которых самолет переходит в собственность лизингополучателя). С марта 2015 года льготы распространяются и на операционный лизинг отечественных самолетов. Максимальный размер субсидии привязан к ключевой ставке Центробанка (для кредитов, полученных после 1 января 2015 года), ежеквартальный размер субсидии составит не более 0,9 от 14% годовых.
Одной из самых популярных лизинговых программ по импортозамещению является программа субсидирования авансовых платежей при покупке автотранспорта, инициированная Минпромторгом России, отмечает Ольга Кириллова, директор управления организации продаж АО "Сбербанк Лизинг". Программа, направленная на стимулирование отечественного автопрома, была запущена Минпромторгом с 15 мая 2015 года. Она предусматривает субсидирование части авансового платежа по договорам лизинга автомобильной техники всех категорий с юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом выпадающие доходы лизингодателей в размере 10% от цены автотранспортных средств будут возмещаться за счет федерального бюджета (не более 500 тыс. руб. на один предмет лизинга и 5 млн руб. на одного лизингополучателя).
По данным Минпромторга, общий объем финансирования субсидирования лизинга и кредита на продукцию российского автопрома в 2015 году должен составить 4 млрд руб. Участником программы может стать любая российская лизинговая компания, которая заключила в 2014 году не менее 100 договоров лизинга автотранспортных средств. По данным "Контрол лизинг", участниками программы сейчас являются 50 лизинговых компаний. По планам ведомства, эта меры позволят в 2015 году реализовать до 16 тыс. автомобилей (включая легковые, грузовые и автобусы). Для лизингополучателя льготный лизинг предусматривает аванс не менее 10%, договор должен быть заключен на срок не менее одного года.
По данным Минпромторга от 23 октября 2015 года, по программе льготного лизинга, запущенной 15 мая текущего года, в лизинг было передано 28 тыс. автомобилей, из них 1200 — физическим лицам. Государство планирует расширять госпрограммы, нацеленные на импортозамещение. В настоящий момент Фонд развития промышленности и Минпромторг обсуждают программу поддержки оборудования отечественного производства, в частности субсидирования первоначального взноса.
Планируется, что ФРП будет выделять займы в размере 5-250 млн руб. по ставке 5% годовых на срок до пяти лет, профинансировано может быть от 10% до 50% первоначального взноса. Поскольку данные программы будут нацелены именно на лизинг оборудования, они, с одной стороны, будут способствовать развитию отечественной промышленности и процессу импортозамещения, с другой — обеспечат лизингополучателям более выгодными условиями сделки.