Коммерческие паразиты не создают продукт и не делают его ценнее. Они создают искусственные барьеры на пути движения товаров от товаропроизводителя к потребителю и берут за проход через барьеры деньги.
Так как рынок продовольствия это более обширная система товародвижения, в сравнении с любой другой отраслью экономики, будем рассматривать ее, как самую благоприятную среду для развития коммерческих паразитов.
Ценные посредники
Посредники – юридические лица, которые специализируются на выполнении различных посреднических функций. Ряд продовольственных товаров необходимо заготавливать, хранить, сортировать и перевозить до покупателя. Эти особенности продовольственного рынка обуславливают виды посреднической деятельности: хранение, транспортировка, переработка и другое.
И здесь речь идет о естественной посреднической функции, которую производитель может переложить на другую коммерческую структуру. Здесь, от действия такого рода посредников, товар становиться действительно ценнее. Эти группа посредников создает нечто полезное, за что конечный потребитель готов платить цену.
Посредники-паразиты
Система товародвижения продовольственных товаров – это сложная и дорогостоящая цепочка дистрибуции, предоставляющая продукцию в распоряжение миллионов потребителей. Она является существенным компонентом национальной экономики. Как известно, в более сложном хозяйстве система взаимоотношений всегда несовершенна и в ней легче найти возможность пристроиться к финансовому потоку и вести паразитическую (не созидательную) коммерческую деятельность.
Тут мы говорим о цепочки посредников, которая является искусственной, которая состоит из торговых, агентских или биржевых посредников.
1. Торговые посредники:
• розничные продавцы;
• оптовые продавцы (скупщики, заготовители).
Торговые посредники в большинстве случаев приобретают права собственности и владеют продуктами, с которыми работают. Они покупают для перепродажи со своей выгодой. Мы говорим здесь о тех посредниках, которые не относятся к ценным посредникам, добавляющих ценность товару, то есть участвующих в переработке, фасовке, сезонном хранении, транспортировке и т.д. Через эту категорию посредников осуществляется более половины объема товарного обмена на рынке.
2. Агентские посредники:
• торговые агенты;
• комиссионеры;
Агентские посредники не владеют товаром, так как просто его не приобретают, а выступают представителями других заинтересованных лиц в покупке и продают им свои услуги. Их товар – это знание рынка (где купить, кому продать и за сколько), их доход это комиссионные или гонорары, которые формируются за счет разницы в ценах купли – продажи. Но продают они не товар в натуральном виде, а услуги своим доверителям. Доверители вставляют гонорары агентским посредникам в стоимость товара.
3. Биржевые посредники:
• брокеры.
Брокеры – они же биржевые спекулянты. Скупают и перепродают продукты с основной целью получить прибыль за счет изменения цен. Он может представлять интересы как продавца, так и оптового покупателя за брокерское вознаграждение. Нередко они пытаются получить прибыль на кратковременных колебаниях цен.
Самые противные - крупные посредники, которые нередко блокируют доступ покупателям разных мастей из других регионов, вынужденным пользоваться только их услугами. В этих трех категория и рождаются коммерческие паразиты, которые формируют искусственную наценку, которую оплачивает конечный потребитель. Тогда вопрос – зачем платить за то, за что платить не нужно?!
«Складчина» - средство от паразитов
Совершенно нормальное желание потребителя избавить свой кошелек от паразитов. Но у коммерческих паразитов очень сильное лобби и атака «в лоб» нерациональное решение, жалобы и просьбы тоже не помогают.
Другое дело, для нивелирования действий коммерческих паразитов, ряд заинтересованных людей объединяются в сообщества, сила которых позволяет обойти коммерческих посредников и пойти к производителю напрямую. Сила подобных сообществ в объединении финансовых средств, что позволяет сформировать консолидированный оптовый заказ.
Такие формы закупки в народе существуют давно. Рынок по сути уже организован, но вся проблема в том, что он на 99% «серый». Раз уж сегодня спрос на данную форму покупок объективно большой (только в соц. сети ВК насчитывается более 10 тысяч групп со средней численностью группы 3 тыс. человек) необходимо «отбелить» данный рынок и сделать его цивилизованным. Цивилизованный, означает «прозрачный» в первую очередь, для самих участников, и во второю, для фискальных органов. Без данной реорганизации данный сегмент обречен на вымирание, как это было в секторе В2В в рамках закупочных союзов, которые сегодня не подают признаков функционирования.
Решить данную задачу сегодня берутся многие и на уровне государства и на уровне бизнеса. Одним их организаторов совместных закупок в сегменте В2С выступает сегодня электронная площадка sovdelo, где под торговой маркой «Складчина» происходит объединение покупателей.
Как сообщает основатель площадки Константин Уваров, система приобретения товаров полностью автоматизирована и довольно проста: площадкой выставляется оптовое предложение (ЛОТ), которое могут выкупать несколько участников. Каждый из участников, приобретая свой объем, буквально снижает стоимость единицы товара, двигая ее все ближе к цене производителя. Организовывая таким образом торги, редукцион создает ситуацию «Выиграл-Выиграл» как для производителя, так и для потребителя. В этой схеме коммерческие паразиты находятся вне игры и уже ни как не могут залезть в кошелек рядового покупателя!