В ходе круглого стола, который проходил в Российском аукционном доме, участники пришли к выводу, что новостройки с отделкой – сегмент с высоким потенциалом, но этот продукт необходимо формировать.
Круглый стол на тему: «Квартиры с отделкой – нужно ли менять законодательство?», организатором которого выступил Российский союз инженеров, был проведен при поддержке компании Blackwood, Unifit SA, Инжиниринговой Компании "2К". Информационными партнерами мероприятия стали Институт Современной Урбанистики и Российская гильдия управляющих и риэлторов.
Дискуссия на заданную тему получилась жаркой. Ее открыл модератор мероприятия, вице-президент Российского союза инженеров Константин Ковалев, который отметил, что в условиях кризиса вопрос обязательного ввода новостроек с отделкой и предложения покупателю готового продукта является насущным. Именно новостройки с отделкой, по мнению Ковалева, способны привлечь потребителя на рынок первичного жилья со вторичного, в том числе при альтернативных сделках, доля которых сейчас достигла порядка 85%.
Антон Северьянов, руководитель отдела жилой недвижимости Департамента консалтинга, аналитики и исследований Blackwood, подчеркнул, что в сложившихся условиях падения покупательского спроса и роста объема предложения, отделка квартиры в новостройке является способом повысить ликвидность продукта. Так, по данным Россреестра и компании Blackwood, количество заключенных ДДУ с января по октябрь текущего года снизилось на 18,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014г. В своем выступлении Северьянов привел примеры проектов новостроек с отделкой – «Ривер парк», «В Солнцево», «Life Митинская Ecopark», высокие темпы реализации квартир в которых, даже в условиях кризиса, позволяют говорить о стабильном покупательском спросе.
Однако Александр Погодин, генеральный директор сети апарт-отелей YE’S (Группа компаний «Пионер»), выразил сомнения в том, что покупательский спрос на данный продукт действительно является высоким: «Считаю, что понятия «новостройка с отделкой» пока нет в сознании потребителя, он не верит в конечный продукт».
Владимир Щекин, председатель правления инвестиционно-девелоперского холдинга «Группа Родина», согласился с мнением, что для девелоперов одним из ключевых драйверов при формировании продукта является покупательский спрос. На сегодняшний день 85% предложения новостроек на рынке представлено без отделки, и причина тому – неготовность покупателя переплачивать за данную опцию. Так, в результате проведенного компанией исследования удалось выявить, что лишь для 17,4% покупателей новостроек важна отделка квартиры, большинство же предпочитает такой бонус как дисконт. Однако новая экономическая реальность и колоссальный недостаток капитала на рынке вынуждает девелоперов задуматься о создании конкурентоспособного продукта, и в этом плане квартиры с отделкой имеют хорошие перспективы.
Вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков также уверен, что стабильного спроса на новостройки с отделкой пока нет. «У нас есть один продукт - квадратные метры. Продукта «отделка» не существует», - уверяет он. По мнению Остаркова, покупатели не хотят одинаковые квартиры, предпочитая индивидуальный ремонт с применением более дорогих и качественных материалов. А при покупке квартир с ремонтом от застройщика им зачастую приходится переносить все розетки или менять систему вентиляции.
С ним не согласился Илья Машков, руководитель архитектурной мастерской "Мезонпроект". Он уверен, что необходимо досконально продумывать проект еще на этапе проектирования: если покупатели новостройки вынуждены переносить розетки и штробить стены, то это недостаточно проработанный проект, либо некачественное исполнение. У новостроек с отделкой есть будущее, но ещё одна проблема заключается в том, что в сознании потребителя пока нет конечного продукта. В то же время, девелоперы пока не умеют управлять рынком отделки, много юридических страхов – непонятно, как сдавать такое жильё, и кроме того, не проработана финансовая схема отделки как продукта. «В Европе, например, квартиры сдаются только с отделкой», - подчеркнул спикер.
Эту мысль продолжил и директор итальянской компании Unifit SA.Риккардо Феста, который рассказал о преимуществах отделки на основе опыта европейских стран. На рынке Европы такого предложения не менее 80%, люди привыкли покупать готовые для проживания квартиры. Ведь даже если новосел завершил в квартире ремонт, его проблемы на этом не заканчиваются, так как его соседи могут жить годами в состоянии ремонта, и мало кому понравится терпеть постоянный шум и строительный мусор. Говоря об опыте своей компании на российском рынке, Феста подчеркнул, что они предоставляют покупателю огромный выбор отделочных материалов, с расцветкой на любой вкус, что позволяет придать каждой квартире индивидуальный образ.
Анна Швидунова, директор департамента коммуникаций девелоперской компании «Сити-XXI век», также согласилась с позицией растущего интереса потребителя к готовому продукту в сегментах эконом и комфорт классов. Недавно компания завершила собственное масштабное исследование сегмента квартир с отделкой. «Проведенное нами исследование в том числе показало, что основной страх у покупателя сегодня – это даже не цена отделки, а недоверие к качеству работ и качеству декларируемых застройщиком материалов. Но с этими сомнениями можно работать – выполнять в полном объеме то, что декларируешь. И даже больше», – отметила Анна Швидунова. «Формирование целостного продукта – квартиры с отделкой – еще на рынке не завершено, и всем нам есть еще над чем работать и что совершенствовать» – заключила эксперт.