Поскольку деньги не являются ни эффективным мотивационным инструментом, ни способствуют развитию сотрудника (они лишь это развитие сопровождают), компаниям, особенно крупным, просто жизненно необходимо вводить стимулирующие программы. Мы давно пришли к осознанию того, что для эффективного ведения бизнеса необходимо уделять как можно больше внимания и ресурсов разработке и внедрению оптимальной мотивационной политики, которая позволит сотрудникам не только расти внутри компании, но и почувствовать себя частью чего-то большего. Для этого, во-первых, необходимо внедрять обучающие программы, направленные на всестороннее развитие работника, а также, во-вторых, HR-департамент должен всегда искать возможности предложить сотрудникам некое общее дело, не связанное напрямую с работой, что очень сближает коллектив. И самое главное – регулярное обновление этих программ - внедрение новых и модернизация старых.
Например, в нашей компании вот уже 5 лет работает Академия обучения и развития. В Академии успешно комбинируются различные формы обучающего процесса – он может быть групповым или индивидуальным. При составлении обучающих программ используется удачное сочетание опыта европейских стран и российской специфики. В зависимости от конкретной тематики и целей обучения, используются как классические форматы проведения занятий (семинары, лекции, круглые столы, работа в классе), так и более модернизированные: бизнес-игры, клубы по интересам, мастер-классы. Их количество растет с каждым годом. 2015 год стал одним из самых насыщенных для сотрудников HR департамента – было организовано 34 обучающих мероприятия, количество таких занятий на одного сотрудника за этот период достигло 10 часов. Появилось очень много новых программ развития. Например, одна из них носит название «Диалоги в темноте: навыки управления стрессом». Название курса говорит само за себя – программа обучает сотрудников искусству реагирования в стрессовых ситуациях и умению справляться с эмоциональным напряжением. Другая обширная программа представляет собой ряд семинаров и тренингов, направленных на развитие навыков публичного выступления, стратегического мышления и тайм-менеджмента. При этом в списке программ обучения сохранились традиционные тренинги, ранее доказавшие свою эффективность: курсы английского языка, знакомство с работой департаментов компании, «Соционика: информационный метаболизм», «Финансы для нефинансовых менеджеров» и прочие. Осознавая, что многие, особенно, молодые сотрудники, недавно пришедшие в компанию, могут не сразу сориентироваться среди множества обучающих программ и курсов, мы решили формировать учебные группы на основе комбинации открытых заявок от сотрудников и по номинации руководителей. Таким образом, мы укрепляем связь новичков в коллективе и их менеджеров, которые должны адекватно оценивать сильные и слабые стороны подчиненных и направлять их профессиональное развитие в верное русло.
Помимо обучения сотрудников, мы считаем очень важным внедрение программы нематериального поощрения. Использование данного типа стимулирования обеспечивает восприятие каждого сотрудника, как части команды, в которой стираются иерархические структуры. Признание за каждым сотрудником права иметь свой голос и свою роль в достижении успеха компании позволяет каждому сотруднику раскрыться и показать свои способности. А у некоторых работников возможность проявить себя затмевает все остальные мотивационные приемы. Поощряемые и благодарные сотрудники готовы в дальнейшем брать на себя больше ответственности, что способствует развитию и продвижению сотрудника внутри компании. Получается, что концепты «мотивация» и «развитие» связаны между собой теснее, чем кажется на первый взгляд.
Зная о том, что работа в финансовых организациях многим кажется «холодной», лишенной живых эмоций, в этом году мы решили усилить фокус на благотворительность. Наш коллектив очень сплотило сотрудничество с благотворительным фондом спасения тяжелобольных детей «Линия жизни», открывающим доступ семьям с разным уровнем дохода к высокотехнологичным операциям для детей. Коллектив компании сразу активно поддержал эту инициативу и до сих пор активно принимает участие во всех совместных акциях компании и фонда, мероприятиях и сборах средств. С момента подписания соглашения с фондом прошло уже более полугода и мы с уверенностью можем отметить, что сотрудники компании очень рады собираться вместе и делать благое общее дело. Именно в такие моменты мы ощущаем себя как одна большая семья.
Разумеется, маленькие праздники являются неотъемлемой частью мотивации команды. Например, мы недавно провели «День национальной кухни» в рамках программы Diversity&Inclusion. Каждый сотрудник получил возможность приготовить своими руками блюдо своей национальной кухни или любимое блюдо из любой кухни мира. Нужно ли говорить, что было очень здорово! В рамках этой же программы был организован детский день «В гостях у AIG». Дети сотрудников смогли, наконец, узнать, где и как мамы и папы проводят целые дни. В процессе они немного узнали о страховании и приняли участие в веселом чаепитии и мини-диско.
Как страхования компания, мы осознаем, что вместе с мотивационными аспектами необходимо помнить о нуждах работников, поддерживать атмосферу безопасности и надежности внутри компании. Недавно мы увеличили лимит страхового покрытия по риску «Возникновение угрожающих жизни заболеваний» в 2,5 раза.
Все вышеизложенные рекомендации неоднократно проверены опытом и доказали свою эффективность. Вот уже третий год подряд «Эксперт РА» (RAEX) подтверждает рейтинг привлекательности AIG в России на уровне А.hr – наивысшем из рейтингов, которые присваивает агентство. По результатам этого года мы наблюдаем значительное увеличение заинтересованности сотрудников в разноплановой деятельности. Что неудивительно – когда человек видит, как он развивается и знает, что компания вкладывает в него свои ресурсы, повышается и его общий уровень мотивации, а вместе с ним - и профессионализма. В семинарах, лекциях, круглых столах сотрудники участвуют все активнее – по состоянию на август 2015 в них было задействовано уже 95% штата. Но самое интересное – это то, что более уже 2/3 разнообразных мероприятий организуются внутренними силами сотрудников. Сотрудники видят, что компания создает им условия, в которых хочется работать с наибольшим энтузиазмом.
Ольга Стрельникова, вице-президент и Руководитель отдела по работе с персоналом AIG по России, странам СНГ и Грузии.