Готовность разработчиков и предприятий энергомашиностроения и электротехники к производству оборудования для распределенных и умных сетей обсудили участники заседания Комитета по энергетическому машиностроению Союза машиностроителей России на площадке АО «Рособоронэкспорт».
Председатель Комитета по энергетическому машиностроению Алексей Дуб во вступительном слове отметил, что ситуация в энергетическом машиностроении и схема его взаимодействия с сетевым хозяйством постепенно меняется: любой технологический объект при новом подходе рассматривается и как потребитель, и как генератор энергии. По мнению Алексея Дуба, это должно провести к постепенному сращиванию крупных генерирующих мощностей и конечных потребителей, и, соответственно, нахождению новых продуктов: «Очевидно, что в ближайшей перспективе массового введения в строй объектов электроэнергетики и большой мощности не предвидится. При этом появляются и становятся все более доступными по стоимости киловат-часа продукты микромощности. Актуальны предложения, связанные с возобновляемой энергетикой - гидро- , ветро- и солнечной энергетикой, био-продуктами. Все эти изменения подвигли нас на обсуждение заявленной тематики - насколько основные участники этих процессов готовы к восприятию этой философии, что мы совместно можем предложить с точки зрения изменений или актуализации стратегии развития энергетического машиностроения», - подчеркнул он.
Представитель Минпромторга России Денис Кляповский подчеркнул, что представители Министерства открыты для обсуждения планов, стратегий и мер поддержки промышленности. «Сейчас мы определяем ключевые направления, активно взаимодействием с Россетями - основным потребителем продукции. Предстоит корректировка программы «Производство средств производства», где будут как действующие меры поддержки, так и новые - специальный инвестиционный контракт, отдельно рассмотрим лизинг для энергетического машиностроения. Мы очень хотели бы получить ваше мнение об этих мерах – достаточны ли они», - сказал он.
Первый заместитель исполнительного директора СоюзМаш России Артем Ажгиревич в своем выступлении акцентировал внимание на необходимости более полно использовать возможности Союза машиностроителей России, в том числе – инструменты по взаимодействию с профильными министерствами, ведомствами, Государственной Думой: «Необходимо чаще выносить проблемы в сфере энергетического машиностроения на обсуждение в рамках Комитета, совместно их обсуждать на этой площадке, формулируя варианты решений. Тем самым мы можем облегчить работу министерства, предлагая им уже обсужденные представителями предприятий варианты решений, чтобы сократить сроки претворения в жизнь этих решений».
В основной части заседания участники заслушали ряд докладов, касающихся распределенных и умных сетей, которые могут стать одним из вариантов дальнейшего развития в сфере энергопотребления. «Существует возможность мобилизации резервов экономического роста за счет включения новых рыночных механизмов в области электропотребления, для этого необходимо создание новых видов силового оборудования, обеспечивающих создание ценозависимого потребления электроэнергии. Новые виды силового оборудования формируют новые сети – распределенные и умные, функционирование которых возможно только с внедрением принципиально новых систем управления – распределенные интеллектуальные системы, - подчеркнул в своем докладе и.о. зав. кафедрой РЗиАЭ НИУ МЭИ, к.т.н. Александр Волошин. Он отметил, что для реализации распределенных интеллектуальных систем необходимо оснащение силового оборудования специализированными интеллектуальными устройствами автономного контроля и управления.
Ведущий научный сотрудник отдела высоковольтных преобразовательных устройств ФГУП ВЭИ Станислав Гусев в своем докладе рассказал о преимуществах перед ступенчатым регулированием применения активных фильтросимметрирующих устройств в электрических сетях для промышленных предпряитий. Заместитель Генерального директора по безопасности и защите информации, Старший научный сотрудник ООО «Лисис», к.э.н. Сергей Юханов представил доклад на тему «Развитие и внедрение системы автоматизированной защиты и управления электрической подстанцией нового поколения (АСЗУ iSAS)».
Руководитель проектов АО «НПО «ЦНИИТМАШ» Алексей Рокачевский рассказал о наиболее значимых моментах актуализации стратегии развития энергомашиностроения на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года, разработанной по заказу Минпромторга России. По его словам, наиболее прибыльной отраслью в сфере энергетического машиностроения является производство паровых турбин, которые дают основную долю прибыли. Рокачевский обозначил основные проблемы отрасли, такие как неритмичность загрузки производственных мощностей и снижение серийности, а также резкое замедление инновационного развития энергетического машиностроения и другое. Таким образом, основные акценты в стратегии развития сделаны на усилении роли государства в регулировании, стимулировании импортозамещения, развитии механизма государственно-частного партнерства (пример, реализация проекта ГТД 110М), комплексной поддержки экспорта ЭС-2035.
Руководитель проектов ООО «Бизнес решения» Олег Сутырин представил информацию о новых инструментах государственной поддержки в рамках разрабатываемой подпрограммы «Развитие производства средств производства» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Новая подпрограмма включила два новых направления – «Робототехника, аддитивные и цифровые технологии» и «Инженерное программное обеспечение». Отметим, что целями подпрограммы является развитие комплекса отраслей производства средств производства конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынке, а также снижение доли импорта средств производства во внутреннем потреблении.
Представитель Центра образовательных разработок Сколково Анна Гетманская проинформировала представителей предприятий энергетического машиностроения о возможностях участия в программе «Глобальное образование», предусматривающей укрепление кадрового потенциала предприятий при финансовой поддержке государства.
Завершая заседание, председатель Комитета Алексей Дуб отметил, что в части энергетического оборудования необходимо выходить на экспорт, как делают компании во всем мире, иначе рассчитывать на положительные результаты будет довольно сложно. «Но мы прекрасно понимаем, что выходя на международный рынок, начинаем конкурировать прежде всего - с нормативной документацией, на основании которой и происходит потребление оборудования за рубежом. Сегодня на комитете мы впервые коснулись распределенной генерации, но вопрос в том, что наши предприятия должны следить за следующим – что лучше: выпустить один котел на 660 МВт или 60 котлов на 10 МВт? Динамика этого вопроса – в каком случае будет лучше? И на каких котлах легче эту инновацию менее рискованно отработать, чтобы потом выйти на более масштабные проекты? Необходимо уделять внимание литейному производству, созданию качественных отливок, вопросам импортозамещения, созданию соответсвующей нормативной документации – вопросов еще очень много, только использую опыт лучших практик можно добиться необходимых результатов», - отметил Алексей Дуб.
«Минпромторг действительно сейчас сталкивается с проблемой определения статуса отечественного производителя. Для решения этой проблемы потребуется привлечь ресурс Союза машиностроителей России – там много позиций, которые следует проработать, нужно будет подключиться к этой деятельности, совместно создать документ, по которому будем определена поддержка российских производителей», - добавил Денис Кляповский.
Напомним, что Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.