Национальный роуминг в России, применяющийся для компенсации потерь операторов от дешевых услуг связи на местах, может исчезнуть в течение одного-двух лет благодаря политике правительства и естественным условиям. Аналитики говорят, что инициатива, предложенная министерством связи, до сих пор вызывает много вопросов, но вряд ли изменит ситуацию на рынке.
«Мы поддерживаем отмену национального роуминга. Я надеюсь, что это произойдет, максимум, в двухлетний срок. Это потребует некоторой совместной работы по улучшению внутрисетевого сообщения и постепенного дерегулирования отрасли», — заявил в конце октября министр связи Николай Никифоров.
Роуминг исторически появился в тот момент, когда мобильная связь подлежала специальному регулированию со стороны государства, когда каждый оператор, не зависимо от того, имел ли он свои собственные каналы межгородской связи или нет, обязан был присоединиться к общероссийскому оператору связи.
Национальный роуминг является опцией, позволяющей абонентам использовать свои телефоны в регионах, в которых не представлены их операторы связи, через сеть партнеров по роумингу их мобильных провайдеров. Данные меры связаны с политикой протекционизма крупных федеральных игроков. «Сегодня мы идем по пути либерализации и мы хотим, чтобы правительство из года в год сокращало свое влияние», — сообщил министр.
Аналитик UFS Investment Company Петр Дашкевич говорит, что национальный роуминг возник благодаря двум основным обстоятельствам.
«Во-первых, сыграло свою роль большое количество местных операторов, для которых использование сетей партнеров для роуминга изначально было платным, и они транслировали эту плату клиентам. Ну и второй момент, так как изначально вся сотовая связь продвигалась по модели услуг с добавленной стоимостью – те, кто имел собственную разветвленную сеть, все равно взымали плату за роуминг как за любую дополнительную услугу, и по совсем не гуманным тарифам, — считает аналитик. - Мы до сих пор видим отголоски этой модели, например СМС стоят совершенно «космических» денег при практически нулевой себестоимости для оператора».
Спикеры «МегаФона» и «ВымпелКома» рассказали, что операторам сегодня приходится передавать звонки в роуминге внутри страны с помощью других сетей, что включает в себя расходы из-за огромных размеров страны.
Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева сказала, что средняя цена минуты в роуминге приближается к средняя цене минуты в регионе абонента, главным образом благодаря широкой популярности пакетных тарифов.
По данным исследовательской фирмы Synovate Comcon, около 50% абонентов не покидают пределов своих домашних регионов.
«Технически, организация межсетевого роуминга сравнима с организацией международного роуминга», — говорит Айбашева.
«МегаФон» уже заявлял о необходимости облегчения требований к передаче трафика и использования передовых технологий, сказал представитель компании.
Виталий Солонин, руководитель отдела беспроводной связи в компании J'son & Partners Consulting, заявил, что сотовые операторы пытаются компенсировать дефицит доходов из-за относительно дешевой местной связи в регионе благодаря межсетевому роумингу.
«Мы могли бы привести такое сравнение: Во времена СССР существовало перекрестное субсидирование дешевого местного соединения и дорогой междугородней связи. Более того, такая система функционировала в России до появления IP телефонии. Теперь мобильные мессенджеры убивают роуминг внутри страны. После установки приложения, такого как Skype или Viber на смартфоне и подписки на пакетный тариф Интернет-трафика или через Wi-Fi, пользователи могут забыть о роуминге, междугородной и международной связи».
Период, упомянутый министром, кажется аналитикам достаточно реалистичным. У нас сейчас четыре основных оператора - «МТС», «МегаФон», «ВымпелКом» и «Теле2». По сути, у данных операторов уже есть предложения, значительно сокращающие плату за роуминг.
Солонин из J'son & Partners Consulting ожидает, что роуминг уйдет в прошлое естественным путем за один-два года, из-за глубокого укоренения на рынке смартфонов, широкого расширения 3G / 4G сетей и альтернативных коммуникаций.
«Русская регулирование отстает от развитых стран, по крайней мере, на несколько лет, и часто не учитывает ситуацию на рынке и технологические реалии. Примеров тому есть множество: демонополизация услуг связи на больших расстояниях, переносимость номера мобильных телефонов и введение аукционов частот», — говорит Солонин.
Важно понимать детали — как роуминг будет упразднен и какие будут введены ограничения — чтобы увидеть воздействие данной реформы на игроков рынка, — считает аналитик.
«Все меры, направленные на усиление конкуренции, в конечном итоге негативно сказываются на доходах операторов и вынуждают их больше тратить на привлечение клиентов, меньше на них зарабатывая. В значительной степени отмена платы за роуминг может сказаться на доходах от B2B сегмента, — говорит Дашкевич. - Но в целом, поскольку мера единая для всех, на распределение рыночных сил она не скажется, поэтому и на стоимости компаний существенно отразиться не должна. Скорее всего, клиенты меньше будут тратить на роуминге, но больше на чем-нибудь другом, поскольку ARPU в целом – величина довольно инертная».