Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Онлайн-ритейл в России: кризис росту не помеха?». Её участники с умеренным оптимизмом смотрят на перспективы рынка интернет-торговли, отмечая активное развитие омниканальной модели продаж. Тем не менее, онлайн-ритейл уже достаточно зрелый рынок, чтобы демонстрировать рост на десятки процентов ежегодно даже в условиях улучшения ситуации в экономике.
Сектор интернет-торговли в России в 2014 году продолжал рост (около 30%), несмотря на сложную экономическую конъюнктуру. По некоторым оценкам, суммарный объём интернет-рынка и рынка электронных платежей в 2014 году составил 2,2% ВВП, или 1,57 трлн рублей. Высокие темпы прошлогоднего роста объясняются, главным образом, девальвацией рубля. Дальнейшие перспективы рынка интернет-торговли эксперты связывают с ситуацией в экономике, однако можно забыть о высокой динамике увеличения онлайн-продаж.
Темпы роста в 40-60% в год – это рост с низкой базы, когда сам рынок был в зачаточном состоянии и обороты были довольно низкими, говорит главный аналитик UFC IC Илья Балакирев: «Сейчас рынку есть куда расти, и если будет восстанавливаться экономика, увидеть уверенно двузначные темпы роста мы по-прежнему можем, но ни о каких 50% в год речь, безусловно, не идёт. И это совершенно нормально». Такие темпы роста будут только у новых видов бизнеса (может быть, и в интернете), соглашается партнёр исследовательского агентства Data Insight Фёдор Вирин.
Для развития интернет-рынка и рынка электронных платежей важна динамика платёжеспособного спроса домохозяйств в пересчёте на валюту, отмечает аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин: «Таким образом, улучшение экономической конъюнктуры и укрепление рубля в среднесрочной перспективе поддержат развитие экономики рунета. Основные риски для интернет-рынка и рынка электронных платежей по большей части связаны с ужесточением регулирования. Взять хотя бы незатухающее обсуждение в правительстве снижения порога беспошлинного ввоза товаров или усиление контроля ЦБ РФ за анонимными платежами».
Операционный директор Softkey Алексей Фёдоров уверен в том, что интернет-торговля в России имеет ещё много возможностей для роста, особенно в регионах: «Например, мы наблюдаем гораздо больший прирост покупателей из регионов, чем из столичных городов, где довольно значительная часть населения уже покупает онлайн. Мешают развитию плохо отлаженные логистические процессы, часто – плохое понимание, как правильно строить продажи в интернете».
Основной ограничитель развития рынка интернет-торговли находится по-прежнему в культурной сфере, считает г-н Балакирев: «Будущее, судя по всему, как и в развитых странах – за крупными игроками в онлайне, которые смогут на себя перетянуть часть консервативной аудитории с офлайн-магазинов и размыть вообще для покупателя грань между офлайном и онлайном. Мне кажется, “М.Видео” здесь движется в правильном направлении».
Самая жизнеспособная и эффективная модель в ритейле – омниканальная, когда клиент может купить и получить товар любым удобным способом: онлайн, в магазине, курьером, по звонку, утверждает начальник управления интернет-продвижения ритейлера «Связной» Михаил Морозов: «Тенденции в розничной торговле подтверждают востребованность такой модели – в “Связном”, несмотря на то, что мы начинали как традиционный ритейлер с физическими магазинами, доля таких клиентов уже превысила 20%». По словам эксперта, в последние 1,5-2 года он постоянно видит «партнёрства и сделки, когда онлайн-ритейлеры получают сеть физических магазинов для выдачи своих товаров, а офлайн-игроки укрепляют свое онлайн-направление».