Большая часть предприятий России сейчас работают в ситуации серьезных ограничений, а это требует предельно внимательного, интеллектуального отношения к управлению своими ресурсами. Финансовая небрежность, неэффективный менеджмент, содержание на балансе непрофильных активов непозволительны, когда каждая копейка на счету.
Бизнес избавляется от «жира», чистит ряды, переходит на «энергосберегающий режим». Наиболее популярными остаются традиционные средства – сокращение расходов и производства. К середине этого года 42% российских работодателей проводили кризисные сокращения персонала, а 5% заявляли о таких планах . Многие говорили о возможности снижения заработных плат, пересмотре систем премирования и нематериальной мотивации сотрудников. Но все больше топ-менеджеров стали обращаться к механизмам комплексного повышения продуктивности компаний – вводу современных форм организации труда, интенсификации использования производственных мощностей и ресурсов, модернизации систем планирования и управления. И в качестве одного из инструментов «тонкой настройки», для максимальной концентрации на основной деятельности, оперативного наращивания или напротив сокращения объемов производства, использования внешних ресурсов для оптимизации бизнес-процессов часто используют аутсорсинг.
Вчера и сегодня
Изначально на российском рынке аутсорсинг стал практиковаться в 90-х годах с приходом интернациональных компаний. Для международного бизнеса это были привычные практики – к тому времени уже были пройдены и «дикий» период жесткой эксплуатации аутсорс-сотрудников, и времена строгого законодательного регламентирования. Однако, постепенно, с развитием правовых и социальных институтов большая часть ограничений в цивилизованных странах была снята, и уже к началу ХХI века общее число заемных сотрудников в Европе составило почти два миллиона человек , а в США более 50% промышленных компаний использовали аутсорсинг, а к 2008 году уже 70% европейских компаний практиковали этот механизм . Во всем мире аутсорсинг стали применять не только традиционно более прогрессивные частные компании, но и государственный сектор.
Доля российских компаний, использующих аутсорсинг, в последние годы стабильно увеличивалась. Причем изменения касались не только количественных показателей. Подход к аутсорсингу менялся качественно. Возникло понимание, что передача вспомогательных функций специализированным компаниям-провайдерам - не банальное секвестирование расходов, а отличное средство повышения эффективности работы и производительности труда, обеспечения бесперебойности производственных процессов.
Аутсорсинг бухгалтерских, юридических, IT, логистических, PR и маркетинговых услуг распространен уже достаточно широко. Все чаще, хотя не в полной мере и недостаточно решительно, используется аутсорсинг вспомогательных функций на промышленных предприятиях. Очень востребован аутсорсинг персонала для проектных или сезонных работ.
Говорить о полномасштабном использовании этого инструмента в отечественном бизнесе еще рано. Иностранные компании по-прежнему смелее в избавлении от непрофильных активов и функций. Тем не менее в последние несколько лет многие провайдеры отмечают рост числа контрактов именно с российскими компаниями, и тенденция эта не изменится в кризисный период.
Новые вызовы
Эксперты Юнити считают, что рынок аутсорсинга продолжит расти. IT-провайдеры, например, заявляют о 25% росте продаж , а поставщики услуг в области бухгалтерского обслуживания предполагают увеличивать объемы на 5–15% в год . Но в целом объем рынка вряд ли принципиально изменится, скорее всего произойдет лишь некоторое перераспределение ролей.
Требования к провайдерам аутсорс-услуг несомненно вырастет. Сейчас заказчики хотят работать с провайдерами-экспертами. Потенциальные клиенты внимательно изучают опыт работы аутсорс-компании в России, анализируют наличие квалифицированного персонала. Востребованы будут провайдеры с солидным портфолио проектов и штатом компетентных сотрудников, способных в разумные сроки и максимально эффективно организовать работу по новому проекту, поддерживать качество услуги, оперативно решать все возникающие вопросы, вести корректную отчетность, отслеживать эффективность работы, взять на себя определенные риски при решении бизнес-задач.
По мнению Татьяны Голубиной, руководителя направления Business Resources кадрового агентства Юнити, одной из ключевых тенденций станет большая специализация провайдеров, сегментация по направлениям предлагаемых услуг. Это общемировая практика – везде есть провайдеры, считающиеся гуру в конкретных сферах. Крупные российские провайдеры в принципе могут предложить достаточно широкий спектр аутсорс-услуг, но даже они заявляют о планах по концентрации усилий на одном или нескольких направлениях, по которым у них накоплен наибольший опыт.
С учетом возросших требований к эффективности, часть провайдеров, предлагавших ранее аутсорсинг промышленного персонала, может уйти с рынка или перепрофилироваться. «Это направление всегда было „высшим пилотажем“, – говорит Татьяна Голубина из Юнити. – Здесь требуется виртуозное владение искусством управления человеческими ресурсами и издержками, а доля обязательных расходов (медицинские осмотры, транспортное и материально-техническое обеспечение, мероприятия по охране труда) достаточно велика по сравнению с организацией аутсорсинга офисных, поддерживающих функций». Провайдер индустриального персонала должен быть мастером в искусстве администрирования, «диспетчеризации» процессов – неправильно сформированные графики, нелогичное планирование могут стать фатальными и нисколько не помочь, а даже навредить работе заказчика. И разумеется, только очень крупные провайдеры смогут за счет объема работ снизить неизбежные траты по организации промышленных бизнес-процессов.
На законных основаниях
Серьезную роль в перераспределении сил на рынке аутсорсинга сыграет и вводимый с нового года закон о заемном труде. По словам экспертов Юнити, «вступление в силу этого документа приведет к «чистке рядов». Существование недобросовестных провайдеров привело к принятию закона, к окончательной формулировке правил игры. Остается сказать спасибо этим серым и черным игрокам и попрощаться с ними…»
«В принципе, в законе прописаны практически все ранее исполнявшиеся солидными провайдерами нормы, просто теперь все сконцентрировано в одном документе. И несмотря на то, что многие считают закон несовершенным, я полагаю, это очень хорошее начало для наведения порядка на рынке аутсорсинга», - продолжает Маргарита Захарьина, директор департамента по развитию бизнеса кадрового агентства Юнити.
Одно из требований нового закона – субсидиарная ответственность заказчика и провайдера по отношению к работникам. По мнению Татьяны Голубиной, теперь заказчик вынужден будет заплатить внешним сотрудникам, которых «кинул» провайдер, а это означает, что требования к репутации и надежности поставщиков аутсорс-услуг увеличатся многократно.
Кроме уже указанной дифференциации провайдеров по направлениям, изменится и сам характер услуг, серьезные компании будут предлагать комплексный аутсорсинг бизнес-процессов и функций. «Мелкие игроки, по некоторым оценкам это приблизительно 12% всего объема рынка, скорее всего не справятся с административной, финансовой и налоговой нагрузкой и уйдут с рынка», - cчитают эксперты направления Business Resources кадрового агентства Юнити.
С другой стороны
Действительно эффективный аутсорсинг предполагает очень высокий уровень сотрудничества провайдера и заказчика. И как в любом альянсе требуется обоюдная готовность к совместной работе. Обе стороны должны быть готовы слушать и слышать друг друга, принимать совместные обдуманные и взвешенные решения в любых ситуациях, что называется «в счастье и в горе».
Провайдеры становятся все более интеллектуальными. Незатейливые, окрашенные в разные оттенки «серого» поставщики услуг, работающие по-старинке, а иногда и просто нелегально уходят в прошлое. Аутсорсинг станет прерогативой профессионалов-экспертов. В полной мере воспользоваться всеми преимуществами работы с такими профи смогут только компании с высоким уровнем организационной культуры. «Речь идет в первую очередь о стабильности и проработанности всех процессов, наличии четких стандартов работы и внятных критериев результативности, целостности и непротиворечивости систем менеджмента и планирования. Неразвитость и нелогичность бизнеса, отсутствие сбалансированности в отношениях со всеми подрядчиками не позволят даже самому продвинутому и опытному провайдеру полноценно встроиться в общий процесс работы», - говорит Маргарита Захарьина из Юнити.
Так что рост востребованности аутсорсинга в конечном счете приведет к распространению принципиально более современных и цивилизованных методов управления. Конечно, это не панацея и далеко не единственное необходимое лекарство для нашего бизнеса, но все-таки очень сильнодействующее средство.