Несмотря на кризис и девальвацию российской валюты, средняя стоимость услуг экспресс-доставки в рублях с середины 2014 года практически не выросла. Более того, курьерские службы готовы снижать тарифы. Эксперты объясняют это не только (и не столько) усилившейся конкуренцией, сколько выросшими объемами доставки, что вызвано, в первую очередь, позитивной динамикой развития интернет-торговли.
На днях служба курьерской доставки «Фокс-Экспресс» объявила о существенном снижении стоимости доставки мелких грузов по России: по ряду направлений тарифы снизились на 30 процентов. Изменения коснулись ряда городов, расположенных в зонах относительно слабой транспортной доступности, доставка в которые традиционно считается дорогой и сложной с точки зрения логистики.
– Мы снизили цены на доставку отправлений в более чем 600 населенных пунктов, – говорит гендиректор компании «Фокс-Экспресс» Всеволод Беркин. – В их список вошли такие региональные центры, как Абакан, Комсомольск-на-Амуре, Сочи, Улан-Удэ, Чита и множество других городов. Как показала первая же неделя работы по новым тарифам, обновленный прайс-лист стал заметно привлекательнее: мы начали получать заказы на доставку в те населенные пункты, которые раньше наших постоянных клиентов практически не интересовали.
По данным исследования Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), опубликованного в октябре, рынок почтовых отправлений России за последние три года вырос в количественном отношении в 2,7 раза. При этом кризис существенно сократил число участников этого рынка, в основном, за счет мелких и средних курьерских компаний. Оставшиеся игроки в результате получили объемы, которые позволяют им не только удерживать тарифы, но и снижать их по некоторым направлениям.
– Мы в этом смысле не единственные, – подтверждает г-н Беркин. – Несмотря на кризис, курьерские фирмы не спешат повышать рублевые тарифы. Рубль, конечно, потерял свои позиции, и, соответственно, себестоимость доставки выросла, но спрос, как ни парадоксально, тоже растет!
Надо заметить, что предпосылок для ценовых войн в курьерском бизнесе при этом нет. С одной стороны, демпинг сдерживается нестабильностью рынка авиаперевозки и постоянно растущими ценами транспортных компаний. С другой – крайне низка вероятность появления новых агрессивных игроков в самом сегменте экспресс-доставки. Вкладывать деньги в этот инвестоёмкий и в то же время «длинный» в плане окупаемости бизнес в условиях кризисах мало кто решится.
Для потребителей же курьерских услуг настало благодатное время: стоимость экспресс-доставки груза «до двери» вплотную приблизилась к цене обычных (и неспешных) почтовых отправлений.