По данным 3350 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 3 квартале 2015 года было выдано 135,5 тысяч новых автокредитов, что на 1,87% (или на 2,5 тыс. единиц) больше показателя 2 квартала 2015 года. В свою очередь, это на 34% хуже результата 3 квартала 2014 года.
Обращает на себя внимание тот факт, что по сравнению с предыдущим периодом, автопродажи в 3 квартале росли более динамично, чем доля автокредитов в их структуре: если во втором квартале 2015 года в кредит приобретался 41% новых автомобилей, то в третьем квартале доля кредитных покупок составила 37%.
При этом снижение количества выданных автокредитов в 3 квартале 2015 года происходит на фоне увеличения их среднего размера.
В 3 квартале 2015 года качество обслуживания заемщиками автокредитов продолжило ухудшаться, однако, темпы роста просроченной задолженности существенно замедлились. Так, коэффициент просроченной задолженности за отчетный период увеличился всего на 0,1 п.п., достигнув 8,4%.
«Ситуация на рынке автокредитования постепенно стабилизируется, количество выдач за квартал осталось практически неизменным по сравнению с предыдущим периодом, - говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Однако доля кредитных автомобилей в структуре автопродаж постепенно снижается, что свидетельствует не только об ухудшении покупательной способности населения, но и о более внимательном «отборе» заемщиков со стороны банков. Ранее данный подход был наиболее заметен в необеспеченном кредитовании, теперь мы видим, что тенденция кредитования более «качественных» заемщиков в равной степени относится и к залоговым кредитам. А с улучшением «качества» заемщиков растет и средний размер кредита. Изменение кредитных политик банков в сторону более тщательного отношения к возможным рискам становится главным трендом при кредитовании розничных заемщиков».
«Государственная поддержка отрасли, реализованная посредством субсидирования банковской ставки, способствовала снижению темпов падения продаж: с 50% и 41% в первом и втором кварталах, до 30% - в третьем квартале 2015 года, - говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Такая динамика подтверждает высокий уровень поддержки продаж со стороны финансового сектора. Многие автопроизводители и дилеры обратили внимание на корреляцию автокредитования и продаж новых и подержанных автомобилей и учитывают прогнозы и состояние по рынку кредитования в своих тактиках работы с потребителями и контрагентами. Тем не менее, мы видим, что взаимодействие кредитных институтов с предприятиями автомобильной отрасли имеет потенциал для развития взаимовыгодных отношений».