ЗАО «Юрэнерго», не согласившись с необходимостью двойной оплаты за выполнение государственными органами одних и тех же публичных функций в виде налогов и платы, предусмотренной указанным законом, обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на противоречие Конституции России норм.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы, которые являются основным источником оплаты исполнения государственными органами своих публичных функций. Иные платежи в пользу государственных органов, независимо кем бы они не устанавливались, Конституцией не предусмотрены, и могут производиться юридическим и физическим лицами на добровольных началах и только за услуги, оказанные данным лицам.
Однако Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен иной порядок отношений. С одной стороны, предусмотрена обязанность всех организаций регулярно предоставлять определенные сведения для внесения в «Единый реестр сведений о фактах деятельности юридического лица» Т.е. сведения, которые, во-первых, имеют отдаленное отношение к регистрации юридического лица, во-вторых, данные сведения уже имеются в других государственных органах – налоговой службе, лицензирующих и других органах. При этом указанные сведения (информацию) необходимо предоставлять оператору указанного Реестра, которым согласно приказа Минэкономразвития РФ от 21.03.2011 г. является коммерческая организация ЗАО «Интерфакс».
А с другой стороны, в законе предусмотрена обязанность юридических лиц, сдающих отчетность, оплачивать услуги Оператора Реестра (т.е. услуги ЗАО «Интерфакс»») по внесению указанных сведений в Реестр.
При этом законом уже предусмотрена плата за услуги ЗАО «Интерфакс» по выдаче из указанного Реестра (по запросу организации или гражданина) информации, документов или справок о фактах деятельности любого юридического лица, внесенных в Реестр.
Конституционный Суд Российской Федерации своим определением от 15 сентября 2015 г., не приняв жалобу ЗАО «Юрэнерго» к рассмотрению, фактически признал, что государственные органы за осуществление своих прямых публичных обязанностей вправе требовать с организаций дополнительной (помимо законно установленных налогов и сборов) платы за «свои услуги».
Видно, не разобрались или не захотели разбираться в хитросплетениях норм указанного закона. Такой подход в толковании Конституции России, дает широкие возможности законодателям в принятии норм (читай – законов), позволяющих осуществлять дополнительные сборы по любым вопросам государственной деятельности с добросовестных налогоплательщиков. В результате, до какого общественного строя мы дойдем?