За последние три года число почтовых отправлений выросло более чем вдвое, а за пять лет – почти втрое.
В прошлом году общее количество почтовых отправлений, доставленных на территории Российской Федерации, составило 235 млн. Это в 2,16 раза больше, чем в 2011 году. А если сравнивать с показателем пятилетней давности, то рост составил в 2,7 раза. Такие цифры представила Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ).(НАДТ) опубликовала исследование, согласно которому за пять лет (с 2009 по 2014 г.) рынок почтовых отправлений России вырос в натуральных показателях в 2,7 раза. При этом за период с 2011 по 2014 год рост составил 2,16 раза. В 2009 году общее число доставленных отправлений составило 87 млн, в 2011 – 108 млн, в 2012 – 140 млн, в 2013 – 170 млн, а в 2014 – 235 млн (данные за 2010 год НАДТ не приводит).
В презентации НАДТ поясняется, что статистика для «Почты России» по внутренним отправлениям учитывает только посылки, а бандероли и почтовые отправления первого класса не учитываются (для международных отправлений учитываются все типы посылок). Данные о международных отправлениях включают в себя суммарное количество посылок и «мелких пакетов» по государственным и частным почтовым операторам. А «мелкие пакеты» - это международный аналог бандеролей и отправлений первого класса.
"Самые интересные данные о развитии интернет-торговли - вовсе не показатели денежной массы (потому что - инфляция, колебания среднего чека и т.п. "затушевывают" картину реальности)", - прокомментировал представленную аналитику президент НАДТ Александр Иванов. По его мнению, наиболее адекватным рыночным показателем в данном случае является показатель объема продаж в штуках.
Большая часть доставленных за прошлый год посылок принадлежит «Почте России»: в 2014 году она совершила 63 млн внутренних и 70 млн международных отправлений, что составляет 56,6% рынка. Для сравнения, пять лет назад ее доля на данном рынке составляла 52,4%. Рост 4,2% во многом обеспечили структурные реформы, которые проводит менеджмент компании в последние годы. Особенно впечатляет результат работы «Почты России» на международных направлениях. Так, показатель роста международных отправлений за четыре последних года составил 12,5 раз (5,6 млн в 2011 году и 70 млн в 2014-м).
Что касается «остального рынка», то расклад сил на нем по итогам 2014 года, согласно НАДТ, выглядит так.41 млн посылок доставили пять крупнейших в стране (за исключением «Почты России», разумеется) игроков, а именно: «СПСР-Экспресс», DPD (с учетом Hermes), Pony Express, СДЭК и Boxberry. 12 млн отправлений обработали в общей сложности небольшие региональные компании, а 5 млн - крупные международные «доставщики», активно осваивающие рынок внутрироссийских перевозок.
Оставшиеся 44 млн обработанных в 2014 году посылок пришлись на собственные службы доставки интернет-магазинов и пункты самовывоза. Интересно, что курьеры интернет-магазинов и «самовывоз» прочно удерживают свою долю на рынке. Так в 2011 году она составляла 18,5%, а в 2014-м – 18,7%.
А вот «стабильность» небольших альтернативных перевозчиков, включая региональные курьерские службы, по классификации НАДТ уже внушает опасения. Как был у них в 2011 году показатель 12 млн доставок, таким он и сохранился по итогам работы в 2014 году. Однако в процентном отношении свои позиции на рынке они ослабили. Так, если такой объем деятельности три года назад им обеспечивал контроль над 11,1% рынка, то в 2014 году – это уже означает лишь 5,1% рынка. То есть потеря более чем половины своей доли в общем пироге должна стать тревожным звонком для владельцев и менеджмента небольших почтовых компаний.
Однако, как выясняется, не у всех игроков этого сегмента рынка дела обстоят из рук вон плохо. Дело в том, что на фоне зафиксированной стагнации объемов доставки, осуществляемой их силами, количество самих мелких и средних компаний заметно сократилось – по оценкам экспертов, не менее, чем на 30 процентов. Соответственно, объемы выбывших участников рынка достались их выжившим конкурентам – тем, кто сумел наиболее эффективно оптимизировать бизнес-процессы в условиях кризиса.
Например, генеральный директор курьерской службы «Фокс-Экспресс» (fox-express.ru) Всеволод Беркин полон оптимизма. «Согласен, приведенная НАДТ статистика в целом отражает общую картину и совпадает с нашими собственными оценками. Однако нельзя забывать, что такие расчеты – это все-таки некая «средняя температура по больнице» - у кого-то она очень высокая, а у кого-то низкая; кто-то ушел с рынка, а кто-то захватил его долю – прокомментировал ситуацию топ-менеджер. – Что касается «Фокс-экспресса», то могу сказать, что мы демонстрируем хорошие темпы роста в последние годы, и наш прогноз итогов работы компании в этом году – оптимистический».
Несомненным плюсом небольших курьерских служб в глазах представителей рынка e-commerce (а именно в этом сегменте «курьерки» сегодня видят основной потенциал спроса на свои услуги) является их готовность максимально интегрироваться в структуры партнерских интернет-магазинов.
Проще говоря, доставку при работе с такими компаниями можно позиционировать как собственную услугу магазина, не «нагружая» покупателя лишними деталями. Курьерская служба «Фокс-Экспресс», в частности, предлагает всем своим партнерам простой и легко адаптируемый модуль «калькулятора» стоимости доставки, который можно разместить на каждой странице сайта с описанием товара.
Вскоре НАДТ обещает обнародовать данные отдельного исследования по рынку экспресс-доставки, без учета почтовых направлений. Вероятно, этот анализ позволит более точно предсказать дальнейшую судьбу «нишевых» игроков.