12 октября в Государственной Думе прошли парламентские слушания, представлявшие собой реальный диалог власти и бизнеса, целью которого было публичное обсуждение перспектив и практических аспектов реализации Федерального закона № 224-ФЗ о государственно-частном партнерстве, который вступит в силу с 1 января 2016 года.
224-ФЗ – это закон, которого ждали 10 лет. Во многих субъектах России уже давно созданы собственные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения государства и бизнеса при реализации совместных проектов, а единой правовой базы в виде федерального закона до сих пор не было.
И это при том, что сегодня в 68 регионах принят закон об участии субъекта РФ в ГЧП, в 74 субъектах приняты инвестиционные меморандумы, программы или стратегии, в которых ГЧП упоминается как механизм привлечения инвестиций, в 76 субъектах созданы органы власти субъекта РФ, функциональные подразделения или коллегиальные органы, ответственные за ГЧП. Проектов в форме государственно-частного партнерства, находящихся на различных стадиях – от инициирования до эксплуатации – в настоящее время в стране насчитывается порядка 998. В рамках проектов ГЧП по итогам 2014 года было привлечено 200,9 млдр. рублей частных инвестиций.
— Одно из самых главных достижений — это то, что мы, наконец, получили законодательное закрепление единого понятия «государственно-частное партнерство», что позволит систематизировать и поставить на единую правовую основу практику такого партнерства, в котором в равной степени заинтересованы все стороны–участники — отметила по итогам парламентских слушаний Айканыш Орозбаева, Советник Председателя Совета АССО "НП СРО "РОСО".
По словам Орозбаевой, принятый 224-ФЗ имеет ряд положительных аспектов:
1) в механизмах ГЧП и МЧП (муниципально-частное партнёрство) предусмотрена передача объекта в частную собственность;
2) прописана ответственность концессионера, включающая большую часть рисков в ходе реализации проекта;
3) урегулирован механизм инициирования ГЧП-соглашений;
4) урегулирован порядок применения прямых соглашений, в т.ч. условия и порядок взаимодействия при изменении или прекращении соглашения о ГЧП;
5) прописаны правила проведения конкурсных процедур, а также регламентированы совместные конкурсы и возможность заключения ГЧП в отношении нескольких объектов;
6) приведен перечень объектов соглашений о ГЧП (МЧП), в отношении которых невозможно концессионное соглашение.
— Безусловно, это большой шаг вперед, но в тоже время много задач, которые еще следует решить. Очевидно закон будет дорабатываться еще не один раз, прежде чем сможет обеспечить наиболее оптимальные условия для реализации таких проектов, — добавила Советник Председателя Совета АССО "НП СРО "РОСО". — В частности, необходимо урегулировать вопросы, связанные с ограничениями, например, запрет на участие государственных компаний (в т.ч. с госучастием, дочерних компаний и т.д.) в качестве частного партнёра. Вполне понятны причины таких ограничений, но остается под вопросом их целесообразность для российской экономики, где основными держателями капитала являются компании с государственным участием. Стоит предусмотреть более гибкие ограничения или специальные условия.
Также, требуется внесение изменений в действующее законодательство, например, в Бюджетный Кодекс, в 44-ФЗ. Необходимо проработать и более детально закрепить размеры компенсаций и механизмы их защиты в случае расторжения соглашения о ГЧП. Целесообразно также совершенствовать методы оценки эффективности проектов, а также их мониторинга.
Огромная работа предстоит субъектам РФ, им придется либо отменить собственные закон о ГЧП, либо его доработать, приведя в соответствие с 224-ФЗ.
— Самыми показательными станут первые проекты, запущенные уже под пристальным вниманием и при содействии федеральных органов государственной власти, в частности Минэкономразвития и инициативных представителей бизнеса, — резюмировала Советник Председателя Совета АССО "НП СРО "РОСО" Айканыш Орозбаева. — Как показала практика, даже на примере становления нашей системы саморегулирования, только активная позиция бизнеса и содействие государства способны принести необходимые плоды и сократить время интеграции новой системы в экономику страны.