Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Российская авиаотрасль: штормовое предупреждение». Её участники отмечают, что в условиях высокой закредитованности и сложной ситуации в экономике многие авиакомпании могут уйти с рынка.
Главным событием года на российском рынке авиаперевозок стало прекращение работы «Трансаэро», которой грозит банкротство после отказа «Аэрофлота» от покупки второй по величине авиакомпании. В условиях ухудшения ситуации в экономике и «санкционной войны» российские авиакомпании несут убытки, а их долги продолжают расти.
Авиакомпании максимально закредитованы, делится наблюдениями аналитик UFS Investment Company Юлия Гапон: «Обвал рубля – один из главных шоков для финансового состояния авиакомпаний, у которых лизинговые платежи в валюте, а выручка в рублях. Тем более, на фоне сокращения объёмов перевозок. В I полугодии 2015 года убытки крупнейших пяти игроков составили под 50 млрд рублей. “ЮТэйр” уже не справился с погашением облигаций, допустив дефолт по ним».
Основные долговые проблемы перевозчиков связаны не столько с кредитами, сколько с валютными обязательствами по лизингу воздушных судов, отмечает г-н Захаров: «Вследствие этого за прошлый год долги, например, “Аэрофлота” выросли вдвое. Справится ли со своими проблемами “ЮТэйр” – сказать трудно. Надеюсь, что да».
Текущую конъюнктуру на рынке авиаперевозок участники организованной «Финамом» конференции оценивают умеренно оптимистично. «К данному моменту мы не наблюдаем снижения перевозок пассажиров воздушным транспортом, что связано с компенсацией падения на международных направлениях ростом на внутренних направлениях. Это стало возможно, в том числе, благодаря субсидиям», – считает старший аналитик Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Кирилл Никода. Он ожидает, что к 2018 году объём перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями достигнет 100 млн человек в год, при этом среднегодовой рост замедлится до 2-3% в год.
Вопрос не в размере субсидий, а в разумности трат выделяемых государством денег, отмечает независимый эксперт Алексей Захаров. По его словам, восстановился пассажиропоток (число пассажиров), а вот пассажирооборот всё ещё остаётся в минусе (пусть и небольшом).
Эксперты констатируют усиление процесса консолидации в отрасли авиаперевозок. «22 года, благодаря “Трансаэро”, у нас была возможность выбора авиаперевозчика. В долгосрочной перспективе такая консолидация отрасли сулит больше минусов для населения, чем плюсов, и главный из них – рост стоимости билетов и туров», – сожалеет г-жа Гапон.
«Большой “Аэрофлот”» – мечта многих чиновников в правительстве, Минтрансе и Росавиации, утверждает г-н Захаров: «Им так удобнее. Монополизация всегда ведёт к росту стоимости товаров и услуг, и я не вижу причин, по которым в данном случае появится исключение».
«Аэрофлот» – действительно надёжная и успешная авиакомпания, уверен начальник управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко: «У них грамотная транспортная политика. Все самолеты новые и нет большого разброса по типам. Финансы наладили. У других компаний просто нет стратегии развития. <…> Процентов 70 авиакомпаний готовы хоть завтра уйти с рынка, если им предложат цену, но, похоже, никому их активы не нужны. Более-менее весомый конкурент у “Аэрофлота” был только один – “Трансаэро”».
За счёт чего образуется прибыль «Аэрофлота», неясно, поскольку глава компании Виталий Савельев так и не выполнил своё обещание по раскрытию «пролётных», возражает г-н Захаров: «Судя по всему, практически все игроки отрасли “балансируют на грани”. Так что банкротство “Трансаэро” вряд ли будет последним».