Замедление экономики, девальвация рубля, непомерные ставки — такова реальность на рынке лизинга. Единственный источник роста — участие в различных госпрограммах, пишет издание «Эксперт».
Рынок лизинга в России падает. В прошлом году сократились объемы новых контрактов, в этом — впервые за последние пять лет начал сжиматься и совокупный портфель лизинговых компаний. За шесть месяцев 2015 года он составил около 2,9 трлн рублей, сократившись, таким образом, на 10,3%. Фактически рынок вернулся на полтора года назад: в декабре 2013 года лизинговый портфель составлял те же самые 2,9 триллиона. Что касается объема нового бизнеса за полугодие, он составил 244 млрд рублей — в годовом выражении речь идет о 30-процентном падении. Напомним, что в прошлом году стоимость новых договоров лизинга упала куда скромнее — всего лишь на 13%.
Но не только общее экономическое замедление спровоцировало кризис на рынке лизинга, свой вклад внес и Центральный банк, взвинтивший в декабре 2014 года ключевую ставку. Шок от декабрьского решения ЦБ, конечно же, испытали во всех сегментах финансовых услуг. Но лизинговым компаниям пришлось труднее многих — они были вынуждены оперативно замещать выпавшее банковское фондирование. В связи с кризисом для многих лизинговых компаний привлечение финансирования существенно усложнилось, и потребовалось, наоборот, увеличение капитала за счет средств акционеров.
Так что 2015 год рынок фактически встретил, пребывая в анабиозе. Но полномасштабного сползания в кризис не случилось: уже в первом квартале ЦБ начал раскручивать гайки, и лизингодатели, как и их коллеги на финансовом рынке, смогли выдохнуть. Но снижение ключевой ставки пока не приводит к стабилизации: экономика еще двигается вниз. Поэтому лизинг как инвестиционный инструмент не может двигаться в ином направлении.
Еще одна проблема, с которой вполне закономерно пришлось столкнуться лизингодателям, — рост просроченной задолженности. По разным оценкам, она уже вплотную приблизилась к 10%, а по итогам года перевалит за этот рубеж. Причем зачастую рост просрочки не признак проблем у конкретных лизингополучателей, а отражение общего понижательного тренда на рынке.
Какие сегменты рынка вошли в пике, а какие показывают, может быть, неуверенный, но рост? Во всех опрошенных «Экспертом» компаниях отмечают, что сильнее всего просел железнодорожный сегмент. С авиацией не все так однозначно. Относительно других сегментов мнения экспертов расходятся.
«Рынок лизинга можно условно разделить на две составные части: сектор крупных сделок, связанный с вагонами, самолетами, судами и другим капиталоемким оборудованием, и более “массовый” сектор в сфере малого и среднего бизнеса, где прежде всего востребованы легковые и грузовые машины, строительная и специальная техника, — резюмирует Кирилл Царев, исполняющий обязанности генерального директора АО “Сбербанк Лизинг”. — В крупном бизнесе сейчас пока не так много новых сделок, но они есть и будут. Эти проекты относительно долгосрочны, поэтому порой реализуются даже в период высоких процентных ставок. Другая ситуация в секторе малого и среднего бизнеса, который традиционно более восприимчив к меняющимся условиям. Этот сегмент развивается активнее благодаря программе льготного автолизинга Минпромторга России, за счет роста спроса компаний на обновление парков грузовых и легковых автомобилей».
Стартовавшая 1 апреля госпрограмма поддержки автолизинга действительно стала спасательным кругом для рынка. По замыслу ее авторов из Министерства промышленности и торговли, программа должна также помочь в нынешнем году дополнительно выпустить в России 16 тыс. машин: 10 тыс. легковых, 5,4 тыс. грузовиков и 600 автобусов. Смысл программы — в компенсации лизинговым компаниям 10% авансового платежа лизингополучателя. Правда, максимальный размер компенсации за одно транспортное средство установлен в размере 500 тыс. рублей, к тому же на одного лизингополучателя государство готово потратить не более 5 млн рублей. Всего по госпрограмме на 2015 год выделено 2,5 млрд рублей. О своем участии в программе с самого ее старта заявило почти пять десятков лизинговых компаний. А в конце августа Минпромторг заявил, что готов до конца года увеличить объем финансирования программы еще на 1 млрд рублей. По оценкам Кирилла Никоды, старшего аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в ее рамках реализовано уже около 11 тыс. автомобилей.
Что самое важное, государственные субсидии не просто позволяют автолизингу оставаться на плаву, но и способствуют его плавной трансформации — на рынок все активнее выходят физлица.
Опрошенные «Экспертом» игроки пессимистически смотрят на ближайшее будущее рынка. Картина по ключевым сегментам, скорее всего, не изменится. Автолизинг, очевидно, станет единственным крупным сегментом, способным по итогам года показать положительную динамику. Покажут некоторый рост и отрасли с приоритетным финансированием и госзаказами.