По оценкам РАФ, в России рынок франчайзинга за последние пять лет прирастал на 25% ежегодно. За последний год темпы роста в этом сегменте несколько снизились, но остаются на уровне 15%. Об этом заявила член Совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ) Екатерина Сойак в рамках проходящего в Москве Международного форума «Российский франчайзинг: карта нового времени», на котором представлены свыше 170 франчайзинговых концепций из 15 стран.
«В условиях экономического кризиса именно франчайзинг стал одним из самых действенных и очевидных инструментов, с помощью которых в стране могут появляться новые успешные предприниматели», - отметила Сойак. По ее словам, к 2020 году число франчайзинговых концепций в России может превысить 2 тысячи, точек продаж - более 100 тысяч, а число занятых граждан - около 2 млн. человек. «Популярность такой формы ведения бизнеса вполне объяснима. Уже на старте франчайзи получает отлаженную и проверенную бизнес-модель, популярный бренд, всестороннюю поддержку, лояльных клиентов, конкурентоспособные закупочные цены. Все это делает франчайзинг гораздо более выгодным и простым способом начать свой бизнес», - подчеркнула Сойак.
Кризис - это не только спад экономики, но и возможность захвата рынка: сейчас можно занимать освобождающиеся ниши, масштабировать бизнес. В этом году у российскихфранчайзиобозначились весьма неплохие перспективы как внутри страны, так и за ее пределами - в последнее время все больше российских концепций выходят на зарубежные рынки.
«Сейчас мы делаем ставку на франчайзинговую бизнес-модель, тиражируя опыт успешных брендов с демократичными ценами, таких как "Сбарро", "Восточный базар", "Елки-палки", YamKee и др. На сегодняшний день это наиболее устойчивый и востребованный бизнес», - комментирует президент ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» Мераб Бен-Эл (Елашвили).
«Более успешными будут те франчайзинговые проекты, в которых удастся сохранить одинаково высокое качество производства или предоставления услуг в любых новых точках, независимо от места открытия. Например, очень сложно обеспечить одинаково высокое качество в парикмахерских или ателье, которые открываются по франшизе. Ведь уровень обслуживания в них во многом зависит от мастерства парикмахера или швеи. В индустрии питания сложнее всего поддержать высокий уровень обслуживания в ресторанах со сложной кухней. А вот заведения демократичные, где основу меню составляют блюда несложные по рецептуре вполне можно развивать по франчайзингу, - считает Александр Пахомов, исполнительный директор «ДжинджерБрендМен» (развивающей крупную международную сеть TuttiFruttiFrozenYogurt в России и российскую сеть «Раз два пицца»).
В настоящее время покупательская способность населения снизилась, поэтому ставку следует делать на заведения быстрого питания, которые при этом могут предложить своим гостям качественную и здоровую еду. К таковым относятся в частности заведения формата fastcasual. «Данная концепция соединяет в себе быстрое приготовление еды, но не из полуфабрикатов, которые используются в концепции fastfood, а из высококачественных свежих продуктов. Средний чек в таких заведениях не слишком высок (от 400 рублей), а быстрое обслуживание в таких заведениях обеспечит большой поток посетителей», - говорит Пахомов.
Мастер-франчайзи в начале года опасались, что интерес к приобретению иностранных франшиз снизится из-за нестабильного валютного курса. Ведь стоимость зафиксирована в долларах, при конвертации на рубли она существенно возрастала. «В этой связи мы снизили стоимость франшизы на 37% до конца года. Этот шаг позволит потенциальным франчайзи смягчить резкий рост концессионных выплат, обусловленный изменением обменного курса рубля, - отмечает вице-президент SubwayRussia Геннадий Кочетков. - Так что франчайзинг по-прежнему является один из наиболее выгодных форматов бизнеса».
В Международном форуме в рамках выставки Buybrandexpo«Российский франчайзинг: карта нового времени» также приняли участие Мераб Бен-Эл (Елашвили), президент РАФ; Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей; Владимир Груздев, губернатор Тульской области; Рустем Сибгатуллин, первый заместитель министра экономики Республики Татарстан; Наталия Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции; представители компаний 1С Рарус, «33 Пингвина», «Руян», ОАО «РосинтерРесторантс Холдинг», Killfish Discount Bar, HiltonWorldwide, «Восточный базар», «Инвитро», «Елки-палки», SouthernFriedChicken, «Золотой», «Пятерочка», «ТМК», «Спортмастер», DunkinDonuts, Sbarro, Subway®, Tele2, Nathan’sFamous и другие.