5 ноября 2009 года в конференц-зале РСПП состоялось заседание круглого стола по теме: «Моногорода: от тактика выживания к стратегии развития». Организаторами мероприятия выступили комитет РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий и компания ФОК (Финансовый и организационный консалтинг).
Круглый стол был посвящен обсуждению текущей социально-экономической ситуации в монопрофильных городах и перспектив их дальнейшего развития, а также выработке стратегических решений по преодолению деструктивных тенденций в жизни моногородов со стороны власти, бизнеса и социума.
В мероприятии приняли участие представители Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, а также Совета Федерации и Государственной думы РФ, муниципалитетов и мэрий ряда моногородов – Нижнего Тагила, Верхней Салды (Свердловская область) и Краснознаменска (Московская область). Кроме того, присутствовали представители бизнеса (ГК «Росатом», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Камаз», ОАО «Мечел», ОАО «ОКХ «Уралхим», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания»), Российской академии наук, СМИ.
С докладами выступили заместитель Министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов, эксперт Министерства регионального развития РФ Андрей Нещадин, Управляющий партнер компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) Моисей Фурщик, а также представители муниципалитетов, экспертного и научного сообществ. Вел круглый стол Владимир Рудашевский, Заместитель Председателя Комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий.
В своем докладе Станислав Наумов отметил, что власть и бизнес должны в равной мере делить ответственность за своевременное обеспечение занятости квалифицированного персонала, работавшего на градообразующих предприятиях. В то же время, по словам заместителя министра, проблема моногородов – это проблема устаревшей технико-технологической базы российской промышленности. Повышая инновационную составляющую предприятий, можно добиться их большей конкурентоспособности и, соответственно, устойчивости к масштабным финансово-экономическим потрясениям.
Андрей Нещадин согласился с Наумовым в том, что вопрос требует комплексного решения, а не простого вливания бюджетных средств в города для поддержания их жизнеспособности. Кроме того, эксперт обратил внимание собравшихся на то, что проблемы моногородов являются проблемами и регионов. В первую очередь это касается Пермского края, Челябинской и Свердловской областей, характеризующихся самым высоким уровнем концентрации монопрофильных населенных пунктов.
Говоря о типах моногородов, Нещадин пояснил, что не все из них находятся на грани выживания. Большинство испытывают временные трудности, которые можно устранить через решение основных проблем градообразующих предприятий. А там, где решить эти затруднения уже нельзя, необходимо создавать новые рабочие места. В любом случае, отметил Нещадин, это уже задача для бизнеса, субъектов федерации, федеральных органов государственной власти, а также муниципалитетов, которые должны инициировать процесс, искать инвесторов, вести переговоры с крупным капиталом.
Моисей Фурщик поддержал мысль представителей Минпромторга и Минрегиона о том, что при решении проблем моногородов не стоит уповать только лишь на центр. Муниципальные и региональные власти могут решить гораздо больше вопросов, чем они думают. Это может быть как разработка региональных инвестиционных проектов, для финансирования которых можно привлекать средства Инвестиционного фонда РФ, так и создание концепций региональных особых экономических зон. Главное, чтобы подобные проекты были коммерчески привлекательны.
Вместе с тем, реализация отдельных проектов, уточнил Фурщик, не решит всех проблем. Необходим стратегический подход. Например, речь может идти о подготовке комплексных программ развития монопрофильных городов, включающих в себя, в том числе, и инвестиционные проекты регионального значения.
Безусловно, подготовка и реализация столь сложных стратегических программ развития, пояснил Фурщик, должна идти в тесном сотрудничестве, с одной стороны, между всеми уровнями государственной власти, а с другой – между государством и бизнесом.
Георгий Клейнер, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, призвал власти и бизнес несколько иначе взглянуть на моногорода. По его мнению, это не только болевые точки, но и ресурс для инновационного роста российской экономики.
Завершая работу круглого стола, Владимир Рудашевский высказал надежду, что очередной всплеск интереса к проблеме моногородов, вызванный экономическим кризисом, не сведется, как обычно, к одним лишь разговорам, а поспособствует переходу к конкретным делам.
В целом, участники круглого стола признали, что решение проблемы монопрофильных городов требует комплексного подхода, учитывающего как отечественные реалии, так и зарубежный опыт. Повышая конкурентоспособность российской экономики, уровень ее диверсификации, мы устраняем многие из тех рисков, которые в условиях финансово-экономических потрясений обостряют социально-экономическую ситуацию в моногородах.
Норильск Красноярского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.