За первое полугодие 2015 года количество новых офисов в Москве сократилось на 60 процентов и дальнейший рост будет ограничен общим сокращением объемов ввода площадей, такую статистику приводят эксперты JLL. Одновременно с этим, ставки аренды премиальных офисов в Москве в этом году упадут на четверть, достигнув минимального значения за последние 10 лет, а на восстановление рынка уйдет до пяти лет, прогнозирует агентство Cushman&Wakefield. Алексей Богданов, партнер S.A. Ricci, констатирует: «По итогам I полугодия 2015г. вакантность в бизнес-центрах класса А составила 27 процентов. Наиболее существенное изменение доли свободных площадей в объектах данного класса произошло в зоне Бульварного кольца, где вакантность с конца 2014 г. увеличилась до 16 процентов».
Сочетание указанных факторов заставляет собственников искать новые методы повышения заполняемости площадей и сохранения пула постоянных арендаторов. Одним из вариантов антикризисного решения в данной ситуации выступает клубный этаж в формате коворкинга, как часть внутренней инфраструктуры бизнес-центра.
Ярким примером коворкинга как составного структурного элемента бизнес-центра является пространство Meeting Point, открывшееся в ДЦ «Москва» в декабре 2014 года. Фактически Meeting Point стал трендсеттером: в самом центре столицы в историческом здании был выделен целый этаж под рабочее пространство представительского класса с индивидуальными кабинетами, коворкинг-зоной, переговорками и конференц-залом, оборудованными самой современной техников с полным пакетом офисного сервиса. По совокупности факторов: локация, набор услуг и ценообразование по системе «все включено», площадка является лидером рынка, что и обеспечило успех как у арендаторов ближайших бизнес центров, так и у бизнес-гостей столицы из близлежащих отелей.
Как отмечают аналитики bfm.ru в ближайшее время многие престижные бизнес центры Москвы откроют клубные этажи, так, в частности, открытие собственного коворкинга анонсировал бизнес-центр Aero City. «Для владельцев бизнес-центров наличие в том или ином виде коворкинга становится козырем в борьбе за клиентов», отмечает президент экспертного совета журнала «Дайджест российской и зарубежной недвижимости», руководитель отдела «Недвижимость» радио Business FM Валерия Мозганова. Более того, «коворкинг способствует повышению доходности и увеличивает капитализацию объекта коммерческой недвижимости», считает Александр Фузеев, основатель коворкинга Start Hub на дизайн-заводе «Флакон».
По мнению Татьяны Шараевой, управляющего партнера Meeting Point, выгоду от наличия коворкинга, как структурного элемента бизнес-центра извлекают и арендаторы и владельцы. «Наши клиенты говорят, что у них появилась возможность более рационально использовать собственные офисы, отпала необходимость содержать помещения переговорного формата. Дополнительным преимуществом является возможность проводить корпоративные мероприятия любого формата, не выходя из своего здания: пресс-конференции, презентации, тренинги, семинары, тимбилдинги».
«Коворкинг в том виде, в каком он представлен в Meeting Point, соответствует ожиданиям клиентов с высоким уровнем требований», - говорит Марта Савенко, шеф Координационного совета Клуба главных редакторов СМИ рынка недвижимости, неоднократно проводившего мероприятия в Meeting Point. «Коворкинг коворкингу рознь, - замечает она, - и для наших экспертов, среди которых - первые лица крупных строительных и международных консалтинговых компаний, а также чиновники высокого ранга, важна не только локация, но и атмосфера, создать которую - целое искусство».
Таким образом, Meeting Point, открывает для бизнес-центров класса А новые варианты антикризисного маркетинга и сохранения клиентской базы.